Главная · Греция · Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

Татьяна Лабик
План по самообразованию «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА»

«План по самообразованию »

Лабик Татьяна Сергеевна

ТЕМА : «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста »

Сентябрь – Май 2017-2018

Средняя группа.

г. Боровск

ТЕМА : «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста »

ЦЕЛЬ : Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста .

ЗАДАЧИ :

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование ; ознакомиться с инновационными методиками

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи .

3. Разработать систему знаний с детьми среднего дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц .

4. Привить навыки культуры речи , правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи , расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией сверстников.

Актуальность

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст .

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание , состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться , т. е. должны намечаться «вехи» , по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления : конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм , и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте , являются образные средства : сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления , воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников , как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники .

Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Ожидаемые результаты :

У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

План работы сентябрь-май 2017-2018гг.

Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель : изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники .

Изучение методической литературы по данной теме :

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста »;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» .

Изучение статей в журналах :

«Воспитатель ДОУ» ;

«Дошкольное воспитание » ;

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете :

Интернет – ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников .

Цель : знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении .

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами .

Цель : составить картотеку мнемотаблиц .

1. Составление папок-передвижек для родителей :

«Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет », «Уровень развития речи 4-5 лет » .

Цель : информирование родителей знаниями по развитию речи .

2. Внесение мнемотаблиц в предметно- развивающую среду .

Цель : поместить мнемотаблицы в уголках группы .

3. Консультация для родителей : «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей ».

Цель : познакомить родителей с понятием «мнемотехника » .

4. Рассказывание об игрушке.

Цель : формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы .

1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» . Составление описательного рассказа.

Цель : формировать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц , выразительно передавая диалоги персонажей.

«Кошка с котятами» .

Цель : формировать умение составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно ; закреплять знания детей о кошке (внешнем виде, повадках) .

3. Оформление папки мнемотехник » .

Цель

1. Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста ».

Цель : привлечение родителей к работе по развитию речи .

2. Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?» , «Любимая кукла» .

Цель : обучение описательного рассказывания с помощью мнемотаблиц .

3. Праздник Новый год.

Цель : формировать умение составлять рассказ об этом празднике с помощью мнемотаблицы ; закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год» .

4. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен.

Цель : отработка у детей четкой дикции и интонаций.

1. Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза» .

Цель : формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы .

2. Рассказывание об игрушках.

Цель : формировать умение описывать предмет не называя его с помощью мнемотаблицы ; задавать вопросы и отвечать на них; развивать навыки диалогической речи .

3. Дидактическая игра «Профессии» .

Цель : рассказывать о какой-либо профессии по предложенной воспитателем таблице.

4. Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке) .

Цель : упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность , внимание, наглядно-действенное мышление.

1. Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами мнемотехник » .

Цель : ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи .

2. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы смелые, ловкие, умелые» .

.

Цель : отработка у детей четкой дикции и интонации.

3. Дидактическая игра «Времена года» .

Цель : закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице ; предложить детям самим составить таблицу.

4. Описание овощей.

Цель : закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью мнемотаблиц .

1. Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое» .

(разучивание стихотворений, песен) .

Цель : закреплять умение четко произносить слова.

2. Составление описательного рассказа по картине «Куры» .

Цель : формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы .

3. Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» .

Цель : обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме .

4. Пополнение папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник » .

Цель : помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

1. Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Цель : формирование правильного звукопроизношения с помощью мнемотаблиц .

2. Составление описательного рассказа об игрушках

Цель : составить простейшую мнемотаблицу вместе с детьми , закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушках с помощью мнемотаблиц .

3. «Космос» .

Цель : заинтересовать детей для составления рассказа «Космос» , составить вместе с детьми описательный рассказ; потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы ; воспитывать интерес для познания всего нового.

4. Папка –передвижка «Составляем и используем мнемотаблица дома » .

Цель : помощь родителям в составлении мнемотаблиц дома .

1. Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа.

Цель : обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью мнмотаблицы.

2. дидактическая игра «Мое любимое занятие» .

Цель : формировать умение детей составлять мнемотаблицы ; рассказывать о любимом занятии по своей мнемотаблице .

3. Составление описательного рассказа по картине «Лето» .

Цель : закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы .

4. Домашнее задание : потренироваться детям в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я провел лето» .

Цель : закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на период с 2017 по 2022 год

воспитателя

Ярмиевой Зульфии Мидехатовны

первой квалификационной категории

Тема самообразования: « Использование мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников

Актуальность темы: Скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, неумение согласовывать слова в предложениях, нарушение связности высказывания, нарушение внимания и памяти – это те трудности в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство.

Ознакомиться с инновационными методиками.

Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Предполагаемые результаты:

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

1.Подготовительный этап. (2017-2018 учебный год)

Изучение методической литературы по теме самообразования. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет ресурсов.

- Изучение методик и технологий в интернете

Разработка дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи схем-моделей.

Составление картотеки мнемотаблиц

2. План работы на 2018-2019 уч.год

Работа с детьми:

Знакомство с символами мнемотехники (декабрь)

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем (январь-февраль-март)

Заучивание стихотворений с помощью схем-моделей (апрель-май)

Работа с родителями:

Памятка «Учим стихи с помощью мнемотехники (январь)

Работа с педагогами:

Педагогический обмен творческими находками (в течение года)

Консультация для воспитателей на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

3.План работы на 2019-2020 уч.год

- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-ноябрь)

Работа с загадками, составлять и отгадывать загадки по схемам (декабрь-январь)

Работа над пересказами с использованием опорных схем. (февраль-март)

Сочинение сказок детьми по модели – схеме (апрель-май)

4. План работы на 2020-2021 уч.год

Работа с детьми:

- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-ноябрь)

Работа с родителями:

- «Учим детей составлять рассказы по картинкам» (февраль)

Буклет « Мнемотехника в помощь мамам и папам» (февраль-март)

Работа с педагогами:

Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе (в течение года)

5. План работы на 2021-2022 уч.год

Работа с детьми:

- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-май)

Заучивание стихотворений с помощью схем-моделей (декабрь-январь)

- Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем (февраль-март)

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам (апрель-май)

Работа с родителями:

Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» (ноябрь)

Использование мнемотехники в работе с детьми (декабрь)

Конкурс «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»

Дни открытых дверей (открытые занятия)

Работа с педагогами:

Выступления на тему «Как заучивать с детьми стихотворения»

- Буклет «Использование мнемотехники в развитии дошкольников».

Отчет по проделанной работе (май)

Список используемой литературы :

    Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» СПб, 2009

    Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»-Дошкольное воспитание.2003.№10 с 16-21

    Широких Т.Д. «Учим стих-развиваем память».Ребенок в детском саду. 2004 №2 с 59-62

    Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: ДетствоПресс, 2005. – 96 с.

    Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.

    Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ.ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

    Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. – 271 с.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

Самообразование

ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Г. Чухлома

ул.Первомайская 22

2014-2015

Методическая работа

Изучение закона об образовании.

Изучение правовых норм в рамках ФГОС

Изучение материалов в рамках ФГОС

Изучение методической литературы в соответствии ФГОС

Проект

«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи:

- изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Развивать связную речь у детей среднего дошкольного возраста,

Обогатить словарный запас детей,

Привить навыки культуры речи,

Правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи,

- расширить круг знаний об окружающем мире,

Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

Ожидаемые результаты:

У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость.


Этапы реализации проекта:
· Подготовительный (сентябрь-октябрь)
· Основной (ноябрь-апрель)
· Заключительный (май)

Подготовительный (Сентябрь-октябрь)

Основной этап

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный

1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
2.Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.

3.Постановка цели и задачи проекта

4. Составление плана проекта.
5.Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей).

Сентябрь - октябрь

Основной

1. Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

3. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь -)

4. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием мнемотаблиц)

5. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

7. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

На занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности.

Ноябрь

Декабрь

Декабрь - Апрель

В течении всего года

Сотрудничество с родителями

Папка - передвижка «Как научить ребенка читать стихи», «Развиваем речь в кругу семьи»

Консультация на родительском собрании «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»

Вывод

Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.


Хайлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад №101" города Новокузнецка
воспитатель

Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников»

Цель работы по самообразованию: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Актуальность темы:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. А так как я - мама четверых детей и по роду своей деятельности несу ответственность за своих воспитанников, то эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы по самообразованию.

Ожидаемые результаты:

1 . Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2 . Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4 . Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Дата начала работы над темой ______________

Предполагаемая дата окончания работы _____________

№ п\п

Форма работы

Практические выходы

Изучение нормативно-правовой документации.

Закон «Об образовании»,

СанПин 2.4.1.3049-13,

ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня.

В течение года

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Обзор в Интернете информации по теме.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

СЕНТЯБРЬ

1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Комплексная НОД по рисованию и ПДД с просмотром м.ф. «Светофор» (серия «Смешарики»)

Целевая прогулка «Мы по улице идем»

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Дорожная азбука»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход»

Памятка для родителей «Дорожная азбука»

ОКТЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Просмотр презентации «Ситуации на дороге», отгадывание загадок по ПДД.

Сюжетно - ролевая игра «Мы едем в гости» (учить правилам поведения в общественном транспорте)

Чтение Автодорожных стихов

Работа с воспитателями.

Консультация «Развивающая среда в группах по ПДД в соответствии с ФГОС ДО»

На методическом часе

Работа с родителями.

Памятка для родителей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Создание альбома «Мой безопасный путь из дома в детский сад»

Распространение среди родителей

НОЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей»

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Чтение М.Пожарский «Машины»

Просмотр м.ф. «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Изготовление светофора для подвижной игры

Работа с родителями.

Памятки «О правилах перевозки детей в автомобиле»

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло»

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Методика работы с детьми младшего и среднего возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

Размещение на сайте ДОУ

ДЕКАБРЬ

Изучение методической литературы.

Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на

методическую

литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка к пешеходному переходу

Просмотр презентации «История автомобиля»(познакомить детей с историей автомобиля)

Конструирование с мелким строительным материалом «Я строю легковой автомобиль»

Подвижная игра «Будь внимателен»(учить действовать по звуковому сигналу)

Самостоятельная разработка презентации

Работа с воспитателями.

Буклет «Правила безопасного поведения в темное время суток»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Фотоконкурс «Стань ярким, стань заметным!»

Размещение на сайте ДОУ

ЯНВАРЬ

Изучение методической литературы.

Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.

Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ

Сфера, 2008.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка «Автозаправочная станция»

Дидактическая игра «Назови правильно»

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения»

Просмотр м.ф. «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения - Тики Таки» (https://www.youtube.com)

Аннотация на методическую литературу

Работа с воспитателями.

Работа с родителями.

Изготовление папки-передвижки «Статистика детского дорожно - транспортного травматизма в период новогодних каникул»

Распространение среди родителей

ФЕВРАЛЬ

Изучение методической литературы.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. -

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД «Дорожный знак - мой лучший друг!»с рассматриванием плакатов

Рисование на тему «Дорожный знак»

Просмотр м.ф. «Робокар Поли - правила дорожного движения. Переходим проезжую часть.»

Изготовление трафаретов машин, которые одеваются на грудь ребенка

Работа с воспитателями.

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Совместное мероприятие для детей и родителей

викторина «Дорожная Азбука»

Памятки «О безопасном катании на коньках, санках, с ледяных горок»

МАРТ

Изучение методической литературы.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Данилова Т.И. Программа «Светофор»Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на методическую литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД. Тема: «Зайчик в гостях у детей»

(заучивание считалок)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины»

Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему

Работа с воспитателями.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для

воспитания интереса к изучению правил

дорожного движения

На методическом часе

Работа с родителями.

Открытый просмотр НОД для родителей.

Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!»

Распространение среди родителей

АПРЕЛЬ

Изучение методической литературы.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД с использованием ТРИЗ. Тема: «Наша Таня громко плачет… »

Изготовление книжки - самоделки «Дорожная азбука»

Изготовление воспитателем пособий по теме

Работа с воспитателями.

Семинар-практикум для педагогов «Роль

воспитателя в формировании у детей навыков

осознанного безопасного поведения на дорогах

На педагогическом часе

Работа с родителями.

Родительское собрание «Островок безопасности» с использованием ИКТ

Изучение методической литературы.

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей»,

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика»

Работа с воспитателями.

Педагогическая гостиная «Формирование основ

безопасного поведения на дорогах города»

Распространение среди педагогов

Работа с родителями.

Встреча детей и родителей с инспектором ГИБДД

Размещение на сайте ДОУ

Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию.

Представление отчета на лесенке успеха в ДОУ

Котова Мария Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Михайловск,Ставрольский край
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Использование мнемотехники детей с ОВЗ
Дата публикации: 22.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Мой подход к работе с детьми
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и о н и х у с в о и т н а л е т у ” .
К. Д. Ушинский
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту для успешного усвоения программы в школе у детей должно быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, отмечаться нарушения формирования ВПФ что мешает эффективной коррекции речи При развитии речи детей с ОВЗ,вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. одной из такой методике является мнемотехника. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации. В работе с детьми с ОВЗ мнемотехника помогает развивать -зрительную и слуховую память -воображение - ассоциативное мышление. Цель обучения: 1развитие связной речи 2развитие мелкой моторики рук 3преобразование абстрактных символов в образы. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно- схематические и схематические Мнемотаблицы использую для работы над автоматизацией звуков, обогащение словаря, при заучивании стихотворений,при пересказе сказок.
Перед

занятием

идет

большая

предварительная

работа (педагога

детей):
подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы
3 этап.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, умение представить себя на месте другого. Заучивание стихотворений является отличным методом тренировки памяти, поэтому мы используем методы, облегчающие этот процесс. Метод наглядного моделирования является одним из таких методов. В начале мы знакомимся со стихотворением целиком, затем построчно, по смысловым частям. Предлагается подумать и изобразить эти части в рисунках. Наброски могут соответствовать слову, словообразованию, предложению. В свободное время ребенок может проверить себя. 2015 – 2016 год ввела в работу с детьми с ОВЗ мнемотаблицы по обогощению словарного запаса при изучении лексических тем,развитию связной речи. На индивидуальных занятиях подбирала «рисуемое» стихотворение на автоматизацию звуков предложила детям творческий подход заучиванию (дети сами изображали символы которые они ассоциировали с тем или иным словом),затем вместе с детьми воспроизводила повтор стихотворения с опорой на таблицу. интересен тот факт что,2-4 ребенка в группе заучивают стихоторение наизусть,пока таким образом «рисуют» его. С помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов Вызвать у детей желание пересказывать сказки - как на занятии, так и в повседневной жизни. Расширить круг знаний об окружающем мире. Активизировать словарный запас. Появился интерес к заучиванию стихов Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией. Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами..Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку: – наглядное моделирование облегчает детям с ОВЗ овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речь – приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации; – дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. . Использование данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.