Главная · Пледы и одеяла · Ребенок бьет маму: что делать, как себя вести родителям, причины агрессии. Что делать если ребенок бьет маму Ребенок 2х лет бьет маму что делать

Ребенок бьет маму: что делать, как себя вести родителям, причины агрессии. Что делать если ребенок бьет маму Ребенок 2х лет бьет маму что делать

Детские истерики – это нормальное явление, которое каждое поколение родителей застает врасплох. А что делать, если истерика переходит все границы и дочь в 5 лет бьет маму?

Одни родители ответят агрессией, другие впадут в панику и опустят руки.

В чем кроется проблема и основные причины агрессивного поведения, как вести себя в этой ситуации и как отучить малыша, чтобы не навредить ему в дальнейшей, самостоятельной жизни?

Малыш от рождения проходит определенные точки кризиса, которые являются нормальной формой взросления познания мира, приобретения новых навыков. В возрасте от 1 года до 5 лет истерики возникают чаще.

Причиной может стать 6 факторов:

  1. Желание привлечь внимание.
  2. Усталость, чаще физиологическая.
  3. Эмоциональная перегрузка.
  4. Протест против желания родителей или выполнения правил.
  5. Эффект отчаяния, когда не получается что-то сделать или его не слышат.
  6. Проверка границ дозволенного.

Что же делать в таких случаях?

В первую очередь нужно изучить детскую возрастную психологию, понять, каким образом устанавливается и развивается психическое сознание детей. Но не все родители могут или хотят читать дополнительную литературу.

Стоит выяснить, почему малыш расстроен, и свои эмоции выплескивает в виде агрессии, драки. Такое поведение – это способ коммуникации или невозможность выразить словесно свои эмоции.

Ни в коем случае дети не желают причинить боль. Это не намеренное избиение мамы, а результат сильного эмоционального потрясения. Ребенок сам не осознает свое поведение, его психическое развитие не достигло такого уровня.

Поэтому, устранив причину, приласкав малыша и поговорив с ним на отвлеченные темы, можно достигнуть желаемого результата.

Годовалый кроха бьет маму

У годовалых детей это может быть вызвано недостатком внимания или усталостью, а также причинами физиологического характера:

  • мало поспал;
  • хочет кушать, пить.

Также возможна такая реакция на первые запреты, недозволенность взять какую-то вещь или совершить действие.

Малыш в 2 года бьет маму

Не все дети в два года хорошо разговаривают, с помощью речи могут выразить свои проблемы, желания и эмоции. Поэтому часто возникают проблемы с пониманием взрослыми желания детей. Как следствие, ребенок начинает истерику и дерется с родителями.

Кроха развивается активно и родители, желая лучшего, приобретают игрушки или одежду не по возрасту. Соответственно, он не может надеть ее сам или правильно выполнить те или иные действия с игрушкой.

Это может вызывать у него негативные эмоции: раздражение, агрессию. В двухлетнем возрасте интеллектуальные способности развиваются скачкообразно, поэтому часто кроха проверяет границы дозволенного, стараясь перейти их.

Этот период очень важен для родителей в установлении первых правил, которые необходимо будет соблюдать, чтобы дети понимали, за что их могут наказать.


В 3-4 года у детей наступает первый серьезный кризис, когда начинает формироваться самостоятельность, независимость, особенно у малышей, которые пошли в детский сад. Ребенок переосмысливает себя, меняет отношение к взрослым, часто подражает, при этом возникают первые конфликты.

Малыш все хочет делать как мама, а она запрещает. Так же это касается и мамы: за 3 года она очень устала, выходит на работу, меняется ее эмоциональное поведение. Она начинает требовать от сына или дочки больше самостоятельности.

У малыша возникает много противоречий. Если мама вышла на работу, стала уделять ему меньше внимания, это может вызвать стресс, который выражается в истериках и агрессии.

Еще больше нервная система страдает при появлении второго ребенка в семье, когда ему уделяется больше внимания, чем первому.

Здесь присутствует ревность и эмоциональный разрыв с матерью, которая ранее считалась «собственностью» малыша.

Дочь в 5 лет бьет маму

В пятилетнем возрасте дочь или сын, бьющие маму во время истерики, часто проявляют несогласие с принятыми решениями родителей. Ребенок делает это для того, чтобы получить желаемое, но встречает сильный отпор, непонятный для него.

В таких случаях истерику сложно быстро унять, фокусы с переключением внимания не действует.

Мать должна понимать, что ребенку нужно постоянно объяснять причину тех или иных решений, влекущих за собой запреты: что это опасно, вредно и т. д.

Уделять внимание дочке или сыну 5-летнего возраста нужно не меньше, чем в 1-3 года, хотя дети уже могут самостоятельно выполнять ряд действий, сами себя занять.

Внимание! Появление частых , истерик дает повод задуматься о возможных проблемах со здоровьем и обратиться к специалисту за консультацией.


Очень важно! До 7-летнего возраста родители могут без больших трудностей скорректировать поведение и построить хорошие отношения с ребенком. Это поможет в будущем проходить кризисные ситуации легче.

Ребенок бьет по лицу маму: причины

Часто для детей, особенно до 3-5 лет, нет разницы, по чему ударить во время эмоционального всплеска: по предмету или живому существу.

Просто лицо мамы оказалось поблизости в момент раздражения.

Если ребенок дерется с мамой, как себя вести?

Во время всплеска агрессии маме нужно перехватить руку или ногу драчуна, держа крепко, но не больно, обратиться, опустив свои глаза на уровень глаз малыша, и поговорить с ним спокойно. Спросить, почему тот злится.

Объяснить, почему произошла ситуация, которая вызвала протест у ребенка. Какие последствия могли быть, если бы ему разрешили сделать, то, что он просил. Мама очень сожалеет, что его это расстроило, но бить ее или другое живое существо нельзя, потому, что он сделает больно другим.

Во время этих объяснений его лучше взять на руки, погладить по спине или голове. Тактильный контакт очень важен.

Как отучить малыша бить маму?

Родителям необходимо дать понять при каждом случае агрессии, что такое поведение и отношение к ним неприемлемо.

Надо показать, что его поступок также ранит чувства мамы. Каждый раз, прекращая его, четко следовать установленным правилам, не допускать попустительства.

Иногда при таких ситуациях стоит удалиться из комнаты и объяснить ребенку, что пока он будет драться, мама или папа с ним играть не будет. Но не стоит уходить надолго, оставляя его без поддержки и усиливая истерику, которая появится как следствие «потери» мамы.

Обычно агрессия быстро заканчивается после правильных действий родителей, поэтому через 3-5 минут нужно обнять малыша и все объяснить. В семье должны быть применимы одни и те же методы урегулирования агрессии.

Папа и мама не должны ругаться и проявлять при крохе агрессию по отношению друг к другу, так как это будет примером допустимого поведения. Важно, чтобы муж даже при игре с ребенком не допускал его агрессии по отношению к матери, даже в шутку.

Чего не надо делать, если ребенок бьет маму

Как неправильно себя вести, если дочь или сын проявляют агрессию:

  1. Бить в ответ, применять силу. Насилие порождает насилие.
  2. Кричать, ругать. Это только заставит ребенка усилить истерику.
  3. Притворяться, играть спектакли с обидой или плачем. Дети – хорошие психологи, они умеют считывать эмоции родителей.
  4. Наказывать, «бросая» посреди улицы или запирая в комнате. Это только усугубит истерику, так как у ребенка появится еще и страх потерять маму.

Заключение

Воспитание детей – сложный процесс , в который нужно вкладывать много сил. Устанавливая правила поведения, важно не нарушать их самим.

Тогда будут легче проходить возрастные кризисы и проявлений детской агрессии будет меньше.

Сегодня многие родители возводят своих детей чуть ли не на пьедестал. Они боятся ни то чтобы применить силу, чтобы наказать их, но и вообще повышать на них голос. Между тем частенько можно слышать, как женщина жалуется, что ребенок регулярно поднимает на нее руку. Каким должно быть наказание за такой поступок?

Жесткое воспитание, когда родитель мог наказать ребенка ремнем или же ударить по рукам, когда он пытался поднять на них руку, остались в прошлом. На смену обязательного послушания и подчинения пришли другие приемы воспитания, где рекомендуется, прежде всего, учитывать, что ребенок - это личность, которая заслуживает внимания и уважения. И как результат такого воспитания, сейчас все чаще появляется другая крайность, когда ребенок 6-7 лет из обеспеченной семьи считает, что ему все дозволено и даже он может ударить взрослых.

Во многих семьях родители пытаются установить дружеские отношения со своими детьми, так и должно быть. Но эти ощущения коварны тем, что ребенок перестает видеть отличий между взрослыми и детьми, и начинает поднимать на взрослых руку, чтобы заставить их делать так, как он хочет. Между тем, ребенок развивается гармонично и чувствует себя в безопасности, только если он видит границу, что дозволено, а что нет.

Поэтому воспитание должно состоять из правил, которые позволяют отличить дозволенное от запрещенного. А правило становится правилом только тогда, когда применяется наказание, когда его нарушат. То есть родители наказанием должны подтверждать эти правила. Это значит, родительские слова и действия должны быть определенными и понятными.

Если 7-летний ребёнок ударил маму, то это показатель того, что она позволяла ему так действовать, пока он был совсем маленьким. Маленькие дети ближе всех к природе. Прав был отец психоанализа Зигмунд Фрейд, когда утверждал, что детям, как никому другому, свойственна врожденная жестокость, сдерживать которую можно только воспитанием. А начинать воспитывать детей нужно с пеленок.

Если же мама и папа в детском саду из добрых побуждений учили ребенка: "Не давай себя в обиду, дай сдачи тому, кто тебя обидит", то в школе их сын или дочь будет регулярно драться с кем-то и поднимать руку на тех, кто слабее его. Из родительских слов ребенок усвоит лишь то, что кто силен, тот и прав. А ведь можно не советовать бить кулаком обидчика, а сказать, что ему нужно объяснить, что он ведет себя плохо. И при этом ребенку надо обязательно дать понять, что так поступают не трусы, а хорошие дети.

Другая распространенная ошибка воспитания - так называемая политика невмешательства . Мол, ребенок -?это личность, которую нужно уважать и он может делать все, что считает нужным. Конечно, уважать личность ребенка надо, но заставить уважать себя тоже необходимо. Иначе ребенок вырастит агрессивным эгоистом.

Если малыш 1 года бьет маму, то со стороны это выглядит даже забавно, но именно реакция мамы на такие детские выходки определяет то, будет ли ребенок поднимать на нее руку и дальше. И если ребенок бьет маму в 3 года, то он будет поднимать руку на нее и в 7 лет, поскольку мама до этого ему позволяла бить себя. При этом если малыш до 3-х лет бьет маму, не понимая серьезности своего поступка, то ребенок в 7 лет бьет ее уже осознанно в знак протеста и несогласия.

Сегодня модно советовать, что если ударил ребенок , то кричать на него и тем более дать ему сдачу в ответ нельзя. Мол, этим родители показывают плохой пример. Правильно наказывать ребенка не физически, а другими способами. Целью наказания должна быть не унизить ребенка, а заставить его понять, что он не прав, пожалеть о своем плохом поступке и не повторять его больше.


Опытные педагоги уверяют, что давать сдачу ребенку , который ударил, нельзя. Из такого наказания он не извлекает никакого полезного урока. Они советуют, если ребенок ударил, прекратить на время с ним играть и выйти в соседнюю комнату. При этом маме не разрешается игнорировать плач ребенка, напротив, его нужно пожалеть и объяснить, что родители будут так поступать каждый раз, когда он их ударит.

Однако на наш взгляд, такое поведение возможно, только если ударил малыш, которому еще нет и 3-х лет. С ними все просто: достаточно поймать ребенка за ручку и объяснить ему, что маму обижать нельзя и делать ей больно. Чтобы он лучше понял, можно прекратить с ним играть или уйти в другую комнату. Если бы мама этого сделала в прошлом, может быть, тогда его ребенку в 7 лет не пришла бы в голову такая выходка.

Но если ударил ребенок 7 лет , вести себя таким образом уже бесполезно, тем более глупо улыбаться. В таком случае в юную голову хулигана придет мысль о том, что он не сделал ничего плохого, и это нормально, поднимать руку на взрослых. А значит, выходка повторится еще раз, как только ему мама откажет в чем-то. Такое поведение мамы приведет только к тому, что она станет объектом для битья своему ребенку.

Никакими педагогическими увещаниями и уговорами уже нельзя исправить ситуацию, если до 7 лет ребенок этого не понял. Если в этом возрасте ребенок ударил маму, то ему обязательно нужно дать сдачу, как советует доктор Комаровский. Только в ответ на такую реакцию, агрессивные дети учатся понимать и начинают уважать взрослых. Если ответом на удар будет гнев, крик или ответный удар, то ребенок больше не посмеет так делать, опасаясь реакции мамы, но причина, повлекшая такую его реакцию, останется.

Поэтому чтобы она не вылилась в более серьезную проблему , родителям в дальнейшем необходимо постоянно учить ребенка удерживать границы дозволенного. Главное - когда наказываете ребенка, не ведите себя так, чтобы ребенок думал, что вы больше не любите его. Тогда в будущем он не будет бояться совершать ошибки и принимать жизненно важные решения, опасаясь лишиться уважения и любви окружающих.

18.07.2017 11:00:00

И если на этапе созависимости (от рождения до 6-9 месяцев) задача для родителя состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой ребёнок чувствовал бы крепкую связь с родителем и доверие к нему и к миру, то задачей этапа противозависимости (пик приходится на 18-36 месяцев) является создание такой обстановки, в которой ребёнок сможет исследовать мир безопасно и сможет отделяться и удаляться от родителя, зная, что в любой момент он сможет вернуться в надёжные и безопасные объятия принимающего и любящего родителя.

Само название этого этапа жизни - противозависимость - красноречиво говорит о себе и о том, что может чувствовать ребёнок в это время - "я против зависимости".

Да, он действительно может бесстрашно отделяться от родителя, благодаря своей естественной тяге исследовать мир и своему безудержному желанию узнать что-то новое. Это тот возраст, когда интерес ребёнка сильнее его страха. И это тот возраст, когда появляется негативизм и ребёнок заявляет своё "нет" временами на всё подряд и в том числе на родительский запрет.

Но мы, родители, - взрослые люди, которые осознаём, что ребёнок ещё не в состоянии оценить меру опасности того или иного детского исследования, и мы, родители, имеем какие-то свои правила поведения в семье и в социуме, о которых ребёнок пока ещё и не догадывается.

Наша родительская задача состоит в том, чтобы устанавливать ребёнку определённые ограничения, что-то ему запрещать и в чём-то ему отказывать, и при этом помочь ребёнку адаптироваться в мире, благодаря умению проживать злость и грусть по поводу того, что не всё желаемое возможно.

Это время, когда родитель уверенно и спокойно обучает ребёнка границам, произнося слова: "нет", "это невозможно", "это опасно", "нельзя", "я запрещаю".

Мы сразу же можем заметить, как бурно на такие ограничения реагирует ребёнок, но мы не сразу же можем увидеть, что благодаря таким ограничениям ребёнку становится спокойнее и надёжнее. Ведь это будет потом, со временем, а пока что перед нами малыш, который любой ценой пытается отстоять своё и ещё не умеет смириться с тем, что не всё желаемое возможно.

Как помочь ребенку научиться выражать свои эмоции и как выдерживать самому эти детские "гневные бури", не навредив малышу и уцелев самому?

Прежде всего, следует помнить о том, что любая ваша реакция - это образец для подражания для вашего малыша . Вы можете говорить ему сколько угодно, о том, что маму бить нельзя, но если при этом вы будете бить по попе ребёнка каждый раз, когда он ослушался вашего запрета, то у ребёнка может быть определённый "взрыв мозга": "бить нельзя, но мама это делает".

У него может появиться, к примеру, такой вывод: "я могу говорить о том, что бить нельзя, но при этом я могу бить кого-угодно, либо того, кто слабее меня".

Если вы будете часто поднимать руку на ребёнка, то рано или поздно, вам удастся таки сломать его и заставить делать то, что нужно вам, но в будущем всё это может аукнуться как вам, так и ребёнку малоприятными последствиями - испорченными отношениями между вами, детскими страхами и тревожностью, жизненной пассивностью ребёнка или наоборот чрезмерной его агрессивностью.

В каждом конкретном случае могут быть различные последствия. Чтобы их избежать, родителям необходимо разобраться со своим чувством гнева и умением его проживать . Бывают случаи, когда маме или папе особенно трудно самостоятельно это сделать и научиться совладать со своими "гневными бурями".

Тогда лучше всего обратиться за помощью к специалисту - психологу или психотерапевту, чтобы вместе исследовать это чувство. Возможно осознать свои травмы развития или привязанности и внести коррективы в ваше поведение, которое непосредственно повлияет и на вашего ребёнка в том числе. Выгода очевидна - изменив себя, вы поможете меняться и вашему ребёнку.

Хочу подчеркнуть, что в этой статье мы говорим о детях в возрасте, для которого характерно проявление исследовательской агрессии и агрессии отделения от важных взрослых . "Ужасные двухлетки" ("terrible twos") можно встретить в англоязычной литературе. "Кризис 3 лет" говорят у нас. Именно в этом возрасте мы наблюдаем частые неконтролируемые вспышки гнева у детей, но чтобы эти неконтролируемые вспышки гнева не стали нормной поведения для ребёнка в будущем, нам необходимо действовать определённым образом.

Первое, что необходимо сделать - это создать безопасное пространство для исследования вашего дома малышом ; по возможности на какое-то время убрать, то что может причинить значительный вред здоровью ребёнка или то, что чаще всего провоцирует именно у вашего ребёнка истерики со вспышками гнева. Это даст ребёнку возможность реже слышать "нет" и "нельзя", позволит ему чувствовать "миру - да!" и вашу поддержку его любознательности и неподдельному интересу к тому, что его окружает.

Всё то, что интересно, но опасно вы изучаете вместе. Меру опасности оцениваете вы, поэтому способ изучения выбираете тоже вы. Малыш будет расти, его мозг "дозревать", а эмоциональная сфера развиваться, и со временем у вас будет больше различных возможностей и способов объяснять, что ему можно, а что нельзя, но пока что ему важно усвоить, что ограничения существуют и они оберегают его.

Убедитесь, что удовлетворены базовые потребности малыша : что он выспался, сыт, физически здоров, чувствует себя в безопасности рядом с вами и что ему хватает вашего внимания. Чаще всего истерики с наиболее яркими вспышками гнева возникают, когда ребёнок устал, хочет спать, есть, пить либо чувствует какую-то физическую боль или вашу неуверенность, тревогу или неприязнь.

Проанализируйте причины, из-за которых чаще всего возникает агрессия ребёнка : когда? на что? при ком? после чего? перед чем?.. Помните, что дети часто злятся не только тогда, когда им запрещают и отказывают, но и тогда, когда нарушают их границы, к примеру, забирают их игрушки или отрывают их от какого-то увлечённого занятия. А также тогда, когда их не понимают или не принимают.

Поэтому у малышей, которые ещё не умеют разговаривать или у тех, кого взрослые не понимают или понимают неправильно, вспышки гнева бывают намного чаще, чем у тех детей, кто уже может донести словами свои желания, потребности и у тех, чьи родители умеют слышать и понимать своего ребёнка. Обратите внимание не только на то, ЧТО вы говорите ребёнку, но и КАК вы это произносите. Дети очень чувствительны к интонациям и настроениям, а также к отношению, которое транслируют к ним взрослые.

Обратите внимание на то, какое несознательное послание вы можете давать ребёнку в контексте этой темы. Бывает так, что родитель своими словами и действиями запрещает ребёнку драться и кусаться, но внутренне он чувствует радость и гордость, что его сын или дочь так круто умеют постоять за себя. Ребёнок это послание "считывает" и продолжает драться и кусаться.

Да, умение отстоять себя, защитить себя и близких, временами дать сдачи - это важное умение, но в этом возрасте лучше избежать рекомендаций типа: "Первый не бей, но бей в ответ". Позже ваш сын иди дочь смогут научиться уверенно останавливать обидчика и даже заняться самбо или карате, но пока что они слишком малы для того, чтобы разбираться самостоятельно, когда им бить можно, а когда нельзя.

Или наоборот, вы словесно вроде бы даёте ребёнку разрешение на то, чтобы он отстаивал себя смелее, но внутренне испытывате стыд или вину за ребёнка, который злится и, к примеру, настойчиво отбирает свою игрушку у другого ребёнка в песочнице. Ваш малыш это может чувствовать и, скорее всего, от растерянности будет либо бездействовать, либо проявлять аутоагресию.

Определитесь с чёткими запретами для ребёнка . Согласуйте их с теми взрослыми, которые чаще всего общаются с ребёнком, ведь общая позиция взрослых помогает ребёнку видеть и чувствовать одни и те же "закрытые и открытые двери" и понимать, что есть "двери тщетности", открыть которые невозможно, независимо от того, кто с тобой рядом. Если один взрослый что-то разрешает, а второй это же запрещает, то ребёнок путается и не может "зарегистрировать тщетность" и будет продолжать всячески добиваться своего.

Слово “агрессия” произошло от латинского “agressio”, что означает “нападение”, “приступ”. Будьте готовы к тому, что у маленьких детей будут приступы гнева и что они будут нападать на вас физически в том числе. Это нормально для маленьких детей. Ваша задача - сделать так, чтобы это не стало нормой для них повзрослевших. На этапе противозависимости родитель обучает ребёнка злиться так, чтобы гнев его выходил, но при этом никто не пострадал. Подготовьте себя к тому, что ваша реакция на удар или укус должна быть такой, которая не будет вызывать у ребёнка веселье или испуг, стыд или вину.

Дайте ребёнку разрешение на выражение своего гнева так, чтобы при этом никто из людей не был травмирован, ничего ценного не пострадало и чтобы ребёнок не чувствовал вину за то, что он проявил свою сильную емоцию. Ваши основные послания ребёнку: "Ты можешь быть в ярости на человека, продолжая его любить" и "Я могу выдержать твою силу, невзирая на эмоции, которые ты выражаешь", "Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты делаешь" и "Мне нравится твоя сила, даже если бы мне хотелось, чтобы ты вел себя поспокойнее". Вы можете запрещать ребёнку те или инные способы проявления гнева, но не саму эмоцию гнева.

Запрещайте ребёнку бить и кусать вас. Таким образом вы предъявите ребёнку свои границы и продемонстрируете ему то, как в будущем он сможет защищать себя. Скажите ему убедительно и твердо: "Мне больно. Я запрещаю тебе бить меня".

Учтите, что эти слова вам придётся повторить далеко не один раз (детям нужны частые повторения одного и того же, чтобы они это осознали и приняли) и что если ваш ребёнок совсем мал, то он может не понимать значения слова "больно" (обучать этому слову лучше всего в ситуации, когда ребёнок, например, больно ударился и расплакался: "Ты упал и ударился. Тебе больно"). Знайте, что ваше внутреннее чувство уверенности, что вы защищаете себя и свои границы будет передаваться малышу.

Кроме того, вам нужно дополнить свой короткий словесный запрет физическим действием - остановите руку или ногу ребёнка в момент, когда он собирается наносить удар. Опять же делайте это уверенно, но не причиняя боли ребёнку. Вероятнее всего, в ближайшем будущем ребёнок откажется от таких ударов, видя, что они не действуют.

Не убегайте от ребёнка и не игнорируйте его удары . Помните, что ребёнок учится у вас стратегии поведения в таких случаях и что ребёнку важно чувствовать себя в безопасности. Многое из того, что происходит между вами и ребёнком даёт ему определённые несознательные послания. Например, "мама, которая убегает, вряд ли сможет защитить себя и меня", или "мама - слабее меня", или "мама боится меня", или "мама, которая игнорирует меня, не любит меня", или "маму можно бить, она этого итак не замечает".

Как ни парадоксально звучит, но агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком строгих родителей, и у чрезмерно мягких. Если родители не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро обучается тому, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева могут перерасти в привычку действовать агрессивно по отношению к родителям и другим людям.

Итак, вы останавливаете удары и укусы ребёнка. А что же вы предлагаете взамен? Помните, что ребёнку необходимо выпустить пар! А как это сделать лучше всего? Через движение, особенно бросок. Пусть ребёнок топает ногами, размахивает в воздухе руками и ногами, пусть сжимает кулачки и рычит или кричит . Разрешите ребёнку бросать всё то, что не бьется, не травмирует и не сможет разбить что-то в вашем доме .

Когда мой сын был в этом возрасте и у него случались такие вспышки гнева, то я буквально ходила за ним по пятам и говорила: "Это можешь бросать. Это нет! Стоп!". И останавливала его руку или быстро забирала предмет, чтобы он не смог его взять. Со временем я заметила, что он уже сам начал чудесно фильтрировать и выбирать, что бросать можно, а что нет.

Например, он подходил к тарелке или бутылке, которая может разбиться и останавливал сам себя, при этом мог взять пластмассовую тарелку или бутылку и в гневе бросить их на пол. Временами это было похоже на ураган. Но ураган этот довольно быстро утихал. Сын пар выпускал и успокаивался.

Всё это время я была открытой для него. В любой момент он мог прийти в мои объятия и в них почувствовать принятие и утешение, в том числе от души поплакать. После того, как ребёнку не удалось получить желаемого даже ценой таких настойчивых и гневных действий, он чувствует усталость и тщетность, которая поможет ему принимать запреты и отказы в будущем, а пока что ему важно, чтобы рядом с ним был взрослый, который бы эту тщетность помог ему прожить.

Сейчас моему сыну 3 года 8 месяцев, он уже не бросается тарелками и бутылками, и не пытается меня ударить, а просто сигнализирует о своём гневе телом, голосом или словами, например такими: "Я злюсь. Я хочу тебя ударить. Когда-нибудь я буду тебя бить". Мы успешно перешли от стадии, когда ребёнок наносит физические удары к стадии, когда для ребёнка характерно словесное проявление гнева и различение намерения и действия.

Пройдёт ещё время и он освоит новые более зрелые и конструктивные способы выражения гнева, и когда наступит "когда-нибудь", то вряд ли у него останется вот это желание меня ударить, но пока что мы можем об этом и поговорить:).

Каждый родитель желает воспитать своего ребенка доброжелательным и вежливым человеком. Но многие родители малышей, которые еще не умеют даже говорить, замечают, что их карапуз, когда с чем-то не согласен бьет маму и папу маленькими ручками по лицу. Доводы, что родителям больно, он еще не воспринимает. Редкий родитель оставляет такое поведение ребенка без внимания, многие дают тихонько "сдачу" со словами: "Ах ты, маленький драчун, на тебе тоже!". Но это неправильный метод воспитания, так родители пестуют дурные наклонности малыша, разумеется, из добрых побуждений.

Годовалый малыш бьет по лицу маму и папу, чтобы понять, как происходит столкновение интересов и как решаются . Ударив по лицу, он внимательно смотрит в глаза родителю и изучает, как он себя в такой ситуации поведет. Если мама или папа, довольные смелостью крохи улыбаются, то малыш воспринимает это как похвалу и решает для себя: применяя силу можно стать хорошим. Объяснить словами родителям то, что он хочет, малыш еще в этом возрасте не может. И поэтому, когда родители настаивают, чтобы он поступил иначе, как он задумал, он возмущается, пинается и кидается игрушками. Не надо пугаться такого поведения ребенка и не нужно его наказывать.

Очень важно уже в этом возрасте дать понять ребенку, что мама и папа - такие же люди как и он, им тоже бывает больно и грустно. Серьезным голосом попытайтесь объяснить малышу, что так поступать нельзя и что его поступок сильно вас расстроил. В знак наказания перестаньте с ним играть или читать ему сказку. Увидев, что вы расстроились и обиделись на него, малыш следующий раз уже так не поступит. Несмотря на то, что ваш ребенок еще очень маленький, уже пора его научить сдерживать свои чувства. Если выражая свой гнев, малыш пинает ножками и кидается игрушками, то крепко обнимите его в охапку и держите так до тех пор, пока он не успокоится. Малыш побрыкается немного, заплачет и опять начнет играть, как прежде. Так вы поможете ему перевести гнев в слезы и ребенок поймет, что гнев можно пережить не проявляя агрессии, а просто поделившись проблемами с родителями.

Чтобы ребенок не вырос агрессивным , с маленьких лет его надо учить состраданию. Например, если малыш оторвал бабочке крылышки или тащит за хвост кошку, не надо ругать его или бить по рукам. Тут надо действовать так, чтобы ребенок сам осознал, что причинил вред и искренне пожалел об этом. Например, расскажите ему о том, что бабочка летела домой к своим деткам, а теперь уже его дети остались без мамы. Предложите ребенку представить себе, что он почувствует, если его так же, как он кошку, будут таскать за ноги дети постарше. Если родители каждый раз оставят без внимания плохое отношение ребенка не только к домашним животным, но и к другим детям или родственникам, то агрессивность и жестокость у ребенка закрепятся, а в подростковом возрасте станут привычными для его поведения.

К сожалению, одними наставлениями воспитать доброго ребенка невозможно. В 90% случаях дети копирует поведение своих родителей. Даже маленькие дети очень тонко чувствуют любую фальшь и если мама или папа грубят своим родителям, постоянно ругаются друг с другом, дерутся и проявляют неуважение к старшим, то будьте уверены, ребенок поступит точно также. И если мама постоянно твердит ребенку о необходимости быть вежливым и добрым, а сама кричит на него, сплетничает с подругами и ругается нецензурными словами в присутствии ребенка, то грош цена ее воспитанию.


Поэтому чтобы не допустить агрессивного отношения ребенка к родителям, надо со дня появления его на свет пересмотреть свое поведение: научиться относиться уважительно к окружающим, здороваться и общаться с соседями, не выяснять отношения между собой и не обсуждать поступки близких вам людей в присутствии детей. Агрессивные дети чаще всего вырастают в семьях, где отец или мать жестоко наказывают ребенка за любую провинность. Дети, сильно страдавшие в детстве от насилия родителей, в подростковом возрасте вымещают свою агрессию на других детях. А если такой ребенок еще и останется без присмотра родителей, то попав в группировку детей постарше, он может совершать такие чудовищные по своей жестокости вещи, что родители даже представить себе не могут, как их ребенок способен на такое.

Ежедневно по телевизору нам показывают примеры жестокости современных подростков. Они зверски избивают, насилуют и калечат своих , снимают все это на видео и размещают его в Интернете. Нам кажется, что мы достигли пика подростковой жестокости и агрессии. На самом деле дети - это наше отражение. Корни подростковой жестокости кроются в невнимании и равнодушии современных родителей.

Сегодня во многих семьях не осталось родительского авторитета , супруги больше заняты выяснением отношения между собой и зарабатыванием денег. Агрессивными часто становятся дети, которые другими способами не смогли достучаться до сердца мамы или папы. Это их месть родителям за нелюбовь. А конкретный рецепт правильного воспитания ребенка очень прост: тратьте на детей в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени.

Россия, Чехов

А нам это не помогает. Он бьет еще сильней, а сам будто боли и не чувствует. Если я закрою его в комнате, он выходит, если сама закроюсь, то пытается выломать дверь. Вообще ничего не помогает. Причем, бьет по голове, лицу кулаками и иногда что-то в руки берет и бьет. Если же я просто не даю ему подойти ко мне, то он кидает в меня всем, что попадет под руку, а потом начинает делать на зло то, что я ему запрещаю: выдергивать розетки, пытаться разбить телевизор или опрокидывать тарелки с едой. Кошмар сплошной...

08/08/2016 00:00

Rin Украина, Запорожье

У меня доча тоже в свое время прбовала драться. Пару раз получила больно по рукам и желание пропало, но я говорила ей всегда, что мама не бьет, а наказывает, если она не реагирует на словесные замечания. И действительно, если всегда говорить, что ребенок маленький и сильно сюсюкаться, то он никогда не повзраслеет.

19/06/2016 00:45

Украина

Спасибо за такой ответ, буду чувствовать себя не так плохо от того, что приходится пробовать такой метод. Но действительно _объяснить_ что-то полуторагодовалому ребенку в нашем случае _невозможно_. В ответ - полное игнорирование или нежелание понимать. И агрессия. А мне надоело терпеть и ходить всей в синяках. :(В конце концов мама тоже человек и имеет право на самозащиту.

08/01/2014 17:50

Россия, Москва

По поводу обращения малышей с животными двух мнений быть не может. Категорически не допускать бесконтрольного общения. Они общаются - вы смотрите наготове разрулить ситуацию. Вы должны научить ребенка обращаться с животными. Он должен знать что можно и что нельзя. Когда у вас нет возможности следить, животное и ребенок должны быть изолированы. Для этого есть разные комнаты или клетка в которой будет временно сидеть ваш любимец пока ребенок не подрастет. У нас две собаки. Когда ребенок начал ползать и уже не мог сидеть в манеже его выпустили, а собак поместили в огромную клетку. Где-то к году его стали знакомить с ними. Сейчас ему 1 год и 9 месяцев. Он прекрасно общается с собаками. Как рас на собаках мы учились общаться без агрессии, не делать больно. А они мне помогали на улице, следили чтобы не убегал. Но клетка пока нужна чтобы дать собакам отдохнуть от маленького разбойника. А вот с кошками сложнее потому что кошка не живет стаей и не потерпит фамильярностей. Она обязательно будет обороняться. И вы сильно рискуете ребенком. Если в случае с собакой вы учите их обоих, то с кошкой вы учите только ребенка. Сделайте так чтобы ваша кошка могла жить в доме спокойно там куда ребенок не доберется пока он не подрастет.

08/08/2013 11:18

Россия, Москва

Lena Туркменистан, Ашхабад, я бы Вас перефразировала, что можно ребенку, то можно маме, т к не Вы первая начинаете. А если не показать ребенку, что чувствуют другие, то остаются умозрительные словесные заключения, которые вообще не эффективны (это возрастные психологи, так полагают, не я).

07/03/2013 10:52

Россия, Казань

Моей дочке полтора года, она где-то с 7-8 месяцев начала меня стукать, кусать и щипать, а дальше было только хуже, все волосы мне выдрала. Пробовала стукать в ответ, но она только смеется и бьет опять. Дерется со всеми, и других детей на улице бьет. А кошке достается как, она дочке все руки уже расцарапала, но дочка все равно к ней лезет. На слова "нельзя" и "больно" не реагирует! В остальном она нормальный ребенок. Не знаю что делать!

14/02/2013 05:43

Россия, Апатиты

Lena Туркменистан, Ашхабад, к сожалению другие методы не очень эффективны.. После того как цапнула сынка - он больше не кусался. Во стукнуть - не стукала, до сих пор дерется. Хотя очень много методов испробовала. Беда в том, что это не агрессия, а проверка "а что если.."

13/02/2013 13:32

Lena Туркменистан, Ашхабад

«Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.

21/06/2011 22:24

Беларусь, Минск

Моему ребенку 3 года. С 5 месяцев пыталась бить меня по лицу, но я останавливала её движения и сильно "сердилась" лицом, помогло. В 1,5 года пыталась бить, но я просто оставляла её одну и говорила, что играть не буду. В три года тоже бывает,но больше из-за обид. Дети всё время нас проверяют))). Если ребенок чувствует любовь родителей, то это единичные случаи агрессии.

10/02/2011 23:25

Вы про 2 года говорите, а у меня сыну 10 месяцев и тоже приходится аккуратно "воспитывать". Когда был поменьше и лезли первые зубы, меня забавляло, как он тер десенки о мой подбородок или плечо. Теперь зубов 6, а привычка покусывать маму осталась. Понимаю, это еще не специально, но бывает ТА-А-А-АК укусит, что ничего не захочется! Я вскрикну, а он улыбнется - и еще разок! Что ж, порой и по мягкому месту давать приходится (учитывая слой памперса, оно действительно мягкое:)), но только моментально после укуса, чтоб выработать "рефлекс". Бывает, он в ответ опять кусает, и я в долгу не остаюсь. Тогда слезы и жутко обиженное лицо. Но через секунду - снова кусает, но только футболку! Понимает? Конечно, понимает! Чешутся зубки - пожалуйста, футболка в твоем распоряжении, а маму "до мяса" грызть запрещено. Если начать воспитывать с такого "нежного возраста", то, думаю, в 2 года не придется писать доктору подобные письма.
З.Ы. Из всего ассортимента купленных грызунков и пластмассовых игрушек ни один нашему парню не пригляделся в роли массажера...

10/02/2011 22:50

Иногда приходится и сдачи дать. Думаю - доктор прав. Никто не говорит, что если ребенок от избытка чувства любви пытается вас укусить (у нас такое было, в год примерно) - нужно со всей дури кусать его в ответ. Но если двухлетке не дали конфетку (игрушку, мультик), и на попытки объяснить причину, следует кусание (бросание, битье чем попало), то за это нужно наказывать. Тут предлагали на стул сажать - с боле-мене спокойным ребенком может и действенно, но я своего (2 года и 3 месяца)смогу удержать на стуле только с помощью скотча. Мне, это кажется негуманным:)(по той же причине угол - тоже не выход.)На счет моральных наказаний - может я конечно неправа, но мне почему-то кажется, что как раз до трех лет, логичнее воздействовать физически. То что для нас, взрослых, кажется логичным - для ребенка загадочно и необъяснимо. Вас укусили, а вы с ним не разговариваете: где логика? он то с вами разговаривает? Я пыталась эксперементировать - получается фигня. Ребенок смотрит на меня огромными глазами, со вселенской обидой во взоре, и не понимает напрочь, почему мама не хочет с ним играть и отворачивается. И тут непонятно: если все это сразу сворачивать - то воспитательный эффект нулевой, если процесс затягивается, начинаются объяснения,что это потому и потому, то начинается настоящяя истерика. И успокоить его после нее очень тяжело кстати. Помоему это садизм какой-то. А когда он укусил - его укусили в ответ - неприятно конечно, но зато все понятно, и никаких обид. А вообще в зависимости от ситуации как-то получается действовать. Даже за один и тот же поступок наказания разные бывают: когда шлепнуть, когда поругать, когда просто пожурить слегка. Он ведь тоже человек, у него бывает плохое настроение, не выспался, болит что-то, в садике день неудался... да мало-ли что.

10/02/2011 18:07

Наталья, метод, предложенный доктором, срабатывает не только в том смысле, что получишь отпор, а ещё и "попробуй сам, как это приятно". Когда дочка лезла к кошке, я говорила "Представь, если я тебя за волосы дёрну, как ты кошку за хвост. Нравится? Больно, правда?" Согласилась. Больно. Отстала от кошки.
Период агрессии у большинства детей бывает, как ни воспитывай.

10/02/2011 15:36

Тут я с доктором не согласна. Установка "сильных надо уважать" имеет подоплеку - "а слабых можно бить". То есть в дальнейшем ребенок, не встретив сопротивления, будет драться с теми, кто слабее. Нужно с младенчества приучать ребенка к тому, что делать больно нельзя: дергать за волосы других в 5-6 месяцев(а многие так этому умиляются), бить по лицу маму, бабушку, мучить кошку даже играючи. Ребенок не знает, что это больно, но может понять, что это "ай-ай-ай, плохо, нельзя" и что после таких действий мама (папа, брат, дедушка) обидится и не будет улыбаться (играться, дружить и тд). Мое мнение - реакцией на агрессию должна быть обида, слезы, эмоции, но не физическое действие. Тогда малыш не станет бить, чтобы не получить негативной реакции другого, а не просто опасаясь удара в ответ. Конечно, успех Макаренко начался с удара первого ученика, но, во-первых, тот был малолетним уголовником лет 14, а во-вторых, Макаренко сам сожалел об этом ударе.