Главная · Полотенца · Украшение на голове женщины. Прически и головные украшения

Украшение на голове женщины. Прически и головные украшения

Традиционные украшения на Руси.
Серьги:

1. Колты (колтуши, колтки) - литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания. Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц-сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.


2.Пясы – примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо-швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера.







3. Одинцы, двойчатки, тройчатки - появились примерно в XV в., висячие серьги с 1, 2 или 3 стержнями с сердоликовыми, костяными, перламутровыми шариками или цилиндриками, бусинами, речным жемчугом. Были широко распространены в Калуге, северных и центральных районах Европейской России.











4. Голубцы (орлики), XVI–XVII век, - массивные серьги напоминали по силуэту стилизованные фигурки одной или двух птиц, обращенных друг к другу спинами.




5.Бабочки - представляют собой металлический стержень с двумя лопастями, ажурно-оплетенные жемчугом в форме крыльев бабочки, нанизанного на конский волос или тонкую проволоку, и прикрепленной к низу каплевидной подвески или колокольчика. Металлическую основу делали, в основном, из латуни – сплава меди с цинком и другими элементами, дужку делали из серебра. Форма жемчужных серег сложилась к концу XVIII века. В XIX веке стали подменять натуральный жемчуг перламутровым бисером, стеклярусом.






Виды ожерелий:

1.Гайтан (гердан, итан, гитан, королеска, почёпка, чапочка) – нагрудное, иногда наспинное украшение, делавшееся сначала из сплетенных колец металла, как бы цепочка с крестом или иконой, потом в простонародье сложилось искусство плетения его из бисера или нитей. Сейчас, гайтаны представляют собой длинную (максимум до талии), шириной до 10 см, полоску бисера. Два конца бисерной сетки соединяются подвеской с украшением - медальоном, бисерными кистями, в древности иногда со вставаранкой (костью от куриного крыла – оберег).








2. Грибатка – как гайтан, только полоски из бисера или цепи поделены украшением, наподобие главного медальона, на ровные отрезки. Может смыкаться большим медальоном, а может не смыкаться.




3. Колодочка (жгут) - туго-сплетенный объемный ошейник из бисера или цепи, имитирующий тело змеи. Была широко распространена в Калужской, Рязанской и Тульской губерниях, как украшение девушек и молодых женщин. И Лариат (виток, змейка) – это длинный вариант, служивший либо бусами, либо поясом. Часто почему-то их путают с гайтаном.







4. Гривна – шейный ободок, иногда с широкой вставкой из цельной золотой или серебренной пластины, украшенной резьбой, распространенное со времен Киевской Руси. Часто не застегивалась, а зажималась на шее.




5. Перлы (пруты, прутики) - ожерелье из речного жемчуга на конском волосе. Речной жемчуг добывали в северных реках. Жемчугом украшали головные уборы и одежду, делали из него серьги, бусы, сохранившиеся в народном костюме вплоть до начала XX века. Речной жемчуг образуется в раковинах почковидной формы, русское название которых «жемчужница пресноводная» (лат. margaritana margaritifera). Размеры речного жемчуга колеблются от мелких зерен до горошин диаметром 10–14 миллиметров. В большие праздники в Задонском и Землянском уездах Воронежской губер­нии, ширина прутов могла доходить до десяти таких нитей.

6. Монисто (маниста, монисты) - многослойные бусы, иногда с подвесками-монетами.


7. Ленки (брода, шейная лента, ожерёлок, жарёлок, поджерёлок, подгорлок) – богато расшитый тканевый ошейник с исходящими от него лентами, бахромой или бисером.

8. Наборушник (оплечье, глунец) - круговое украшение, лицевая поверхность украшается вышивкой, золотыми или серебряными нитями, канителью, нашивками цветной фольги, жемчугом или бисером.




Вам также будет интересно:

Русский кокошник

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова

Художник Романов Роман

Возможно ли представить невесту без украшения в волосах? Цветы, ободки, диадемы - сколько их придумано за всю историю человечества! Однако этот вопрос актуален не только для тех, кто готовит себя к семейной жизни. Головные украшения в современном мире стиля и утонченности стали незаменимы при формировании образа прелестницы или женщины-вамп.

Компания Qik Маркет предлагает свои услуги не только по продаже подобных изделий, но и с удовольствием поможет подобрать под ваш образ наиболее удачные аксессуары. Наши стилисты обладают неистощимым чувством прекрасного и стремятся перенести это качество на все окружающее их пространство.

Однако вернемся к нашим «баранам», т.е. к нашим удивительным украшениям. Многие модницы накануне светского или праздничного мероприятия задаются одним и тем же вопросом: «Где же купить Головные украшения?»

Головные украшения недорого

Конечно, вы можете отправиться в магазин и подобрать необходимые аксессуары там. В крупных городах таких магазинов и павильонов развелось большое количество. Однако будьте готовы переплатить достаточно большую сумму денег. Ведь содержание магазина требует ежемесячной арендной платы. И она тем выше, чем престижнее место, где расположена эта торговая площадка. Так, одно и то же изделие, продаваемое где-нибудь на Охотном Ряду и за чертой МКАД в Москве, могут иметь двукратную, а то и больше, разницу в цене! Казалось бы: где же здесь разум? Однако находятся любители переплачивать.

Наша компания Qik Маркет предлагает пойти несколько другим путем. Скажите, зачем вам платить за нашу аренду? Вы же не магазин покупаете, а всего лишь конкретное украшение, верно? Значит, и платить должны исключительно за него. Конечно, мы, как посредники также делаем наценку на нашу продукцию, но, смеем вас уверить, она настолько минимальна, насколько это вообще возможно для сохранения рентабельности бизнеса в целом.

Нередко можно видеть объявления на различных форумах такого характера: «куплю Головные украшения недорого ». Те, кто их пишут, пока не знают о существовании компании Qik Маркет . В противном случае, им не пришлось бы трудиться над составлением такого рода сообщений.

Что же предлагает наша компания? Только возможность купить качественные Головные украшения в Москве по адекватной цене! Не нужно переплачивать за аренду и покрывать непомерные аппетиты владельцев бутиков и ювелирных магазинов! Зачем, если можно выбрать любой понравившийся набор по каталогу на нашем сайте? Выберите любое изделие, оформите заявку и меньше, чем через час с вами свяжется наш менеджер! Далее вы обсудите все необходимые условия заказа, уточните сроки и место доставки, а также возможные варианты оплаты. После того, как все формальности будут завершены, вам останется только ждать курьера с купленным вами аксессуаром.

Головные украшения недорого - с компанией Qik Маркет могут стать вашей реальностью! Не отказывайте себе в удовольствии насладиться качеством и безупречной изысканностью наших аксессуаров. Ведь от вас требуется совсем не много для этого!

Даже если вы живете в самом сердце России, в ее столице, вы сможете приобрести Головные украшения недорого в Москве . Принцип тот же - не переплачивайте за аренду, а сразу переходите к покупке в простом и функциональном интернет-магазине компании Qik Маркет .

Неважно, какое мероприятие вам предстоит - светское или праздничное, или вы просто хотите быть всегда желанной и привлекательной - Головные украшения в Москве , приобретенные у нас, помогут вам достигнуть любой поставленной цели!

Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории.

Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным, кроме того, жители страны фараонов придавали украшениям сакральное значение. Именно поэтому носили их абсолютно все , независимо от пола, возраста и социального положения. Фантазия древнеегипетских мастеров, воплощаясь в украшениях, рождала настоящие шедевры, многим из которых и сейчас пытаются подражать известные ювелирные дома.

Материалы и ювелирные техники

Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.

Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.

Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.

Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.

Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.

Ювелирные украшения Древнего Египта нередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.

Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.

Виды украшений

Египтянам были известны практически все виды украшений , которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора , которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.

В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта . Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе - покровительницы Верхнего Египта .).

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.










Способность человека к украшательству известна с древности. Не только дома и храмы, но и собственную одежду, а также тело всячески старались украсить. И в этом плане древнеегипетские украшения считаются наиболее искусные, на дизайн которых и сегодня смотрят с восхищением ювелирные профессионалы.

Согласно историческим справкам, украшения в Древнем Египте начали делать приблизительно с 3100 г. до нашей эры. Причем эти украшения говорили не только о социальном положении хозяина, но и имели другие важные сигналы. Украшениями владели все слои населения, что говорило об их сакральном значении для каждого гражданина. Среди украшений известны браслеты, кольца, серьги. Однако самыми ценными считались украшения из лазурита.

Символизм в древнеегипетских украшениях

Египетские украшения прежде всего отличались символизмом и отражали свою значимость с точки зрения религиозных образов. Практически на всех изделиях изображались магические символы, образы богов , животных и различные иероглифы. По своему значению такие изделия должны были играть роль защиты древнего человека от злых духов и сглаза.

Впрочем, существовали и другие ювелирные украшения, которые не имели отношения к религиозным культам, а использовались в качестве печати. Такие кольца носили мужчины, а печать считалась оригиналом подписи с юридической силой. Богатые мужчины обладали дорогими и изысканными кольцами со сложным дизайном и драгоценными камнями. Часто на них наносили образы ястребов или львов. У владельцев низшего сословия кольца на руках были медными или серебряными.

Очевидно, что для древних египтян украшения имели не ту ценность, что сегодня. Они больше верили в магическую силу, а ценность подкрепляли согласно своему положению. Изделия оберегали от злых воздействий, дурного настроения и, как ни странно, даже от физического насилия.

Что касается форм ювелирных изделий, то это были различные божества, которым верили египтяне. Среди них особое значение имел скарабей, символизировавший движение вперед и большую жизненную силу. Действительно, если посмотреть на его быстрое передвижение по песчаным просторам, то можно убедиться в большой подвижности и динамичности скарабея.

Жук-скарабей в египетских украшениях

Согласно египетским традициям жук-скарабей был символом бога солнца Ра. Поэтому различные браслеты, кулоны, кольца и ожерелья с изображением скарабея носили абсолютно все египтяне, независимо от их сословия. Это позволялось всем и каждый житель относился к таким украшениям с большим уважением. Ввиду того, что таких изделий было много, и могла возникнуть путаница, египтяне на нижней поверхности изделия указывали имя хозяина украшения.

Драгоценные украшения египтян

На драгоценность древнеегипетских украшений указывали камни, причем были это драгоценные и полудрагоценные образцы. Среди них использовали сердолик, аметист, халцедон, яшму, полевой шпат, малахит, бирюзу и кварц. Особым почтением у египтян пользовался фаянс. По цвету это зелено-синее стеклянное изделие, которое производили из кварца и извести.
Часть драгоценных изделий носили на плечах, запястьях и лодыжках. К примеру, красивые браслеты из металла одевали на плечи и запястья. Все это украшалось символом Уджат, который считался сильнейшим амулетом.

Ремесленники этого государства изготавливали такие изысканные и неповторимые образцы, что египетские украшения экспортировались во многие страны древнего мира и очень высоко ценились в то время.

Во времена Древнего Египта украшения в качестве талисманов носили как женщины, так и мужчины. Многих хоронили вместе с их ценностями, которые использовались при жизни, в том числе и с ювелирными изделиями.

Особенно распространенными в те времена были кольца-печатки, широкие браслеты, а также кулоны, колье, серьги и подвески. Браслеты носили не только на руках, но и на лодыжках. Также пользовалось популярностью египетское украшение на шею, которое могло также облегать плечи и грудь. Такое изделие называется "пектораль". По поверьям, оно призвано было защищать сердце, в котором находится душа. Часто на пекторалях изображались символы самого сердца, а также другие знаки, олицетворяющие жизнь и власть. Кроме того, люди из знатного рода носили диадемы, украшенные драгоценными камнями и тонкими узорами.

Использование камней в украшениях

Древнеегипетские символы

Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат, который изображался в виде продолговатого глаза. Он символизировал защиту и исцеление. Его часто рисовали на гробницах для защиты души умершего.

Анкх - символ вечной жизни. Изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.

Шену представляет собой веревочное кольцо, внутри которого написано имя. В Древнем Египте считалось, что такой талисман продлевает жизнь человеку, имя которого начертано на нем, и защищает его от напастей.

Растения в египетской символике

Цветок лотоса - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Это растение олицетворяет возрождение, созидание и солнце. Согласно мифологии, солнце на небе появилось из огромного цветка лотоса, который возник из океана. Египетские украшения очень часто содержали элементы в виде этого растения.

Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит - милосердие, а камни красного цвета - власть.

Цвета украшений

Помимо драгоценных камней и символов богов особое значение играли цвета в украшениях. Разность цвета определяла защиту от определенных опасностей. Больше всего в цене была ляпис-глазурь, которая имела особый синий цвет и носилась исключительно царскими особами. Также был почитаем зеленый цвет, символизировавший урожайность и плодородие земли. Для ритуальных захоронений использовали красные ожерелья, означавшие кровь, которую предлагали для богини Изиды.

Значение металлов в древнеегипетских украшениях

Самым распространенным металлом для египтян было золото. Причина в том, что его было много из-за легкой добычи, которая осуществлялась в Нубии. Также использовали серебро, но уже в меньших количествах из-за трудностей добычи.

Изделия, которые делали из этих металлов были сложными и представляли собой пряжки и золотые застежки, выполненные в технике филиграни. Следующий металл, который был популярен после золота и серебра – это бронза. Ее иногда покрывали золотой фольгой. Также использовались сплавы, среди которых электрум. Электрум – это сплав золота и серебра с небольшой долей меди и других примесей, напоминающий своим блеском платину. Любопытно то, что сегодня его практически невозможно получить.

Также надо отметить, что и железо в Египте считалось ценным материалом, стоящим дороже золота. Из него изготавливали гребни для волос и различные шпильки. По своей ценности и красоте эти изделия считались произведениями искусства, которые инкрустировали цветными эмалями и камнями. Все они имели изображения фигурок птиц и животных.

Еще одна причина ценности серебра заключалась в том, что его связывали с богиней Исидой. Серебро и камни в целом имели магическую силу для египтян, поэтому использовались в разных эзотерических практиках.

Версия о внеземном происхождении некоторых египетских украшений

Часть украшений, которые в свое время археологи обнаружили в древнем египетском поселении Аль-Гирза, считают такими, что были сделаны из металла метеорита. Их возраст учеными установлен в пять тысяч лет, а самый полный отчет об этом исследовании можно найти в журнале научных исследований Meteoritics and Planetary Science.

Найденные образцы изделий были детально проанализированы с помощью сканирующих микроскопов и томографа. Результаты показали, что в украшениях обнаружилось содержание тридцати процентов чистого никеля. В земной природе такого не бывает и только метеориты, состоящие из металла, могут содержать в себе такое большое количество никеля. Также ученые обнаружили особую структуру, имеющую вид характерного кристаллического рисунка, который может получиться только при постепенном остывании астероида.

Найденное изделие, которое обследовали ученые, представляет собой металлические бусы. Его относят к Гергейской культуре, существовавшей в самый ранний период египетской культуры. Тогда добыча египтянами железа была невозможной и получается, что все древние находки подобного рода являются украшениями, которые были изготовлены из метеоритных остатков. Египтяне всего лишь обработали и добавили чеканку и другие особенности в эти украшения.

Украшения в древнеегипетской одежде

По своей структуре одежда египтян была очень простой. Делали ее из льна, но тонкость его обработки больше напоминала шелковую одежду. Большое значение придавалось окраске ткани, для чего использовали природные красители зеленых, красных и голубых оттенков. В более поздний исторический период стали преобладать желтые и коричневые цвета. Кроме льняной одежды, которая была основной, египтяне носили кожаные и хлопковые изделия.

Примечательно, что различия в сословиях определялись исключительно качеством ткани. У простых людей она была грубее и предохраняла от различной непогоды, а вот у богатых одежда была тонкой и мягкой. Мужчины носили схенти, которые представляли собой передники, закрепляемые с помощью пояса к талии. В некоторых случаях их одевали в количестве двух и больше. У женщин были калазирис – плотно облегающие рубашки прямого покроя, закрепляющиеся на бретелях.

Головные уборы

Головные уборы египтян отличаются особой оригинальностью и служили в качестве украшений. Самое простое – это кожаные и шелковые шнурки, повязки, различные металлические обручи, которые египтяне одевали на парики и собственные волосы.

У фараонов были свои головные уборы. В торжественные моменты им надевали специальные головные уборы с драгоценными металлами. На голове они держались плотно и закрывали все волосы, оставляя отрытыми только уши. Среди самых древних стоит отметить пшент. Это корона, форма которой больше похожа на вид бутылки, которую вставили в кольцо. После того, как были объединены Верхний и Нижний Египет, фараоны такой головной убор стали носить в красно-белом цвете. По правилам пшент одевали на льняные небольшие шапочки или платки.

Еще один известный головной убор – атеф. Это тоже сдвоенная тростниковая корона, которая украшена изображениями змеи и коршуна. Разновидность этих древнеегипетских украшений определялась наличием диадем и драгоценного металла.
Абсолютно все сословия носили платок, называемый клафт. А его разновидностью считается полосатая модель под названием немее. В дизайне головных украшений практиковался орнамент растительных мотивов. В основном это лепестки лотоса.

Из символов следует отметить изображение маленькой змейки, которое говорило о божественном происхождении фараона и его неограниченной власти. Называли ее уреус, а изготавливали из золота с применением цветных эмалей. Располагалось изображение змейки у виска или надо лбом. В редких случаях на бороде фараона. Хотя есть примеры, когда у фараона бело несколько таких украшений в разных местах.
У египетских воинов головными уборами были войлочные шляпы и шлемы. Для служителей культов предполагались платки и шапки с закрепленными на них масками священных животных.

Среди египетских женщин ношение головных уборов было редким явлением. Только царицы носили головной убор. Если посмотреть росписи, то на них жены фараонов одеты в головные уборы в виде ястреба с распростертыми крыльями, который выполнен из золота с применением эмалей и драгоценных камней. Также существовали и другие разновидности женских головных уборов. У царицы Нефертити головной убор имел цилиндрическую форму. Женщины из высшего сословия носили на голове цветы, венки, ленты, диадемы, золотые цепочки и различные подвески со стеклом и драгоценностями.

Прически древних египтян


Египетские прически имели свою особенность, поддерживая трапецевидную форму. Главной чертой был парик, изготовленный из волос или шерсти животных. Также для этого могли использоваться веревки и волокна растений, которые окрашивали в черный и темно-коричневый цвета. У фараонов и приближенных к ним сословий парики были больших размеров. А остальные носили небольшие парики круглой формы. Главное в том, что парик выполнял функцию защиты от палящего солнца, поэтому их носили все.

В ходе истории прически усложнялись и особенно это сказывалось на париках. Там волосы начинают заплетать в многочисленные косички, а потом завивать. Длина волос увеличилась и стала достигать уровня плеч. У челок появились поперечные и продольные проборы. Когда наступали торжественные мероприятия, египтяне стали надевать длинные парики, у которых были крупные завитые локоны. Все это тщательно пропитывалось благовониями, духами и ароматическими маслами. В некоторых случаях вместо завивки использовали плотно уложенные косички, под которыми проступали собственные волосы.

У женщин волосы были значительно длиннее, как и сами прически. Знатные дамы носили затейливые прически с четкими и строгими линиями, поэтому эти прически в истории прозвали геометрическими.

Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание прическе. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчеркивает черты его характера. Однако, в основном, она зависит от моды.

Ассирийцы, персы и египтяне отдавали предпочтение пышным прическам и поэтому использовали парики. С самых древних времен важную роль играла также завивка и окраска волос. Греки носили волосы, завитые в свободно ниспадающие локоны по всей голове, женщины поднимали их вверх с помощью ленты. Прямые, неухоженные волосы у греков означали траур.

У древних же германцев и кельтов, наоборот, длинные распущенные волосы были символом свободы и власти. В средние века длинные распущенные волосы были привилегией молодых незамужних девушек, в то время как замужние женщины заплетали их в большие косы и покрывали чепцом. Только в эпоху позднего средневековья замужние женщины начинают открывать волосы, которые укладывают в соответствии с модой того времени. До этого же времени места, где волосы выглядывают из-под чепца, тщательно выбривают. Мужчины в период позднего средневековья стригут волосы коротко, выбривая их на затылке и около ушей и равномерно расчесывая их по всей голове. Только в эпоху Ренессанса головной убор становится меньше и превращается скорее в украшение, и особое внимание уделяется волосам: в волосы вплетаются ленты или другие украшения; часто их заплетают в косы. Подобно как и античность. Ренессанс предпочитает светлые волосы, и черноволосые итальянки начинают их осветлять. Мужчины в эпоху Ренессанса отращивают длинные волосы, завивая их волнами или в кудри. Реформаторское движение в Германии приводит к большой простоте причесок как у мужчин, так и у женщин.

Женская голова. Капитолий, Рим. Прическа периода поздней Римской империи: пышно завитые, начесанные с затылка волосы, с многочисленными кудрями на лбу.

Мужчины носят короткие волосы, подстригая их вокруг головы полукругом. Женщины прячут волосы под чепец, только в исключительных случаях встречаются косы и свободно распущенные волосы. Только испанская мода возлагает на прическу особую функцию: форма головы приводится в соответствие с общим силуэтом и, в первую очередь, с большим круглым воротником. Мужчины продолжают носить короткие волосы и тогда, когда в остальной Европе уже распространились длинные завитые волосы. В женских прическах волосы зачесывают наверх со лба, связывают на затылке в узел или поднимают наверх с помощью особой подкладки.

В период Тридцатилетней войны популярной становится естественная прическа. Но и тогда мужчины наряду со свободно зачесанными волосами начинают носить косу или укладывают волосы под сетку. Женская прическа мало чем отличается от мужской. Волосы иногда завивают надо лбом или вокруг лица, а сзади заплетают в косу или связывают, пряча под сетку.

Наибольшее искусство в области прически наблюдается в эпоху рококо, когда сложность и изощренность в укладке волос с помощью париков, кружев, цветов, лент, гребней и др. достигает вершины. Ведущую роль в этот период играла Франция. В мемуарах, относящихся к тому времени, рассказывается об этом следующее:

«Мне необходимо было причесаться и вообще принарядиться, чтобы ехать в Версаль. Туалет, в котором появлялись при дворе, требовал уйму времени для подготовки. Путь из Парижа в Версаль был очень осложнен заботами о том, чтобы не испортить нижние юбки и складки. Хотела я впервые попробовать прическу, очень неудобную, но тогда очень модную: несколько плоских бутылочек, округленных и приспособленных к форме головы, в которые наливается немного воды и вставляются живые цветы на стеблях. Невсегда это удавалось, но если удавалось, то выглядело очень красиво. Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление».

В то время англичанки уже отказались от причесок такого рода. Англичане взбирались на стулья, чтобы от души посмеяться над парадом прогуливающихся парижских дам. «Парижанки, - читаем мы, - носят на голове высокие башни, украшенные особыми цветами и лентами; этот парад представляется англичанам весьма безвкусным, и если такая дама появляется в Лондоне, то ей вслед свистят и бросают комки грязи».

После французской революции прическа упростилась, укоротилась, и парики исчезли. Пышные прически рококо отошли. Существует анекдот, объясняющий, почему это произошло.

олова так наз. тибрского Аполлона, римская копия греческого оригинала начала V века до н.э. Юношеская прическа: волнистые волосы свободно ниспадают на плечи, на лбу придерживаются обручем-филе.

У Марии Антуанетты, якобы, после рождения первого ребенка поредели волосы, что их уже нехватало на прежнюю пышную прическу. Поэтому она начала делать локоны, ниспадающие на затылок. Однако, в волосы и в дальнейшем вплетаются ленты и украшения. В эпоху ампир в моду входит укороченная прическа наподобие античной, в эпоху бидермейера становится популярной прическа из гладко зачесанных волос на прямой пробор, с пучками или узлами из волос по бокам и на темени головы. Более сложная прическа из начесов входит в моду около 1900 г. Принципиальное изменение в прическу вносит мода на коротко стриженные волосы, появившаяся около 1920 г. и популярная до наших дней.

Ан до де лань (франц. En dos de Lane - ослиный хребет, т. е. с изгибом) - мужская прическа моды около 1780 года с локонами по бокам и длинной косой сзади.

Бандо д"амур (Bandeau d"amour - повязка любви) - дамский парик XVII века из высоко начесанных вверх волос с вплетенными лентами. Бубикопф (Bubikopf) - дамская прическа «под мальчика» из коротких волос, появившаяся около 1920 года, выражала стиль послевоенной моды. Вержет (франц. Vergette}- мужская прическа с высоко поднятыми надо лбом волосами. Эта мода появилась во Франции около середины XVIII века. Витта (Vitta) - лента, которой римские женщины обвивали голову. Использовалась не только в практических целях (удерживала прическу), но являлась признаком сословия — отличала честных женщин от женщин легкого поведения.


Голова молодой женщины. Романский национальный музей, Рим. Волосы разделены на прямой пробор, по бокам завиты, а сзади ниспадают локонами по плечам.


Женщина со смуглым лицом. Музей им. Пушкина, Москва. Женская прическа из завитых волос, с узлом и лентой.


«Поэтесса» изКазади ЛибаниовПомпеях. Музей и национальная галерея Каподимонте, Неаполь. У поэтессы прическа, получившая позднее название а ля Тит. Короткие кудри падают на лоб и удерживаются сеткой из золотых нитей.

Германские телохранители из миссония Феодосия в Мадриде. У германских воинов - длинные до шеи волосы, с подвитыми вверх концами. Украшение на шее называется torque.


Кодекс I века н. э. Музей в Вике. Христос изображен с длинными волосами, покрывающими шею и спину.


. Альбрехт Дюрер, Автопортрет. Национальный музей Прадо, Мадрид. У художника длинные, завитые волосы.

Сандро Боттичелли, Весна (фрагмент). Галерея Уффици, Флоренция. Прически девушек в стиле Ренессанс изображены на картине Боттичелли стакой точностью, что их можно легко скопировать. Они состоят из разных вариантов узлов и кос, украшенных драгоценностями и цветами.


.


Себастьяно Майнарди, Портрет молодой женщины. Коллекция мистера Хантингтона, Нью-Йорк. У молодой знатной итальянки волосы Уложены симметрично: косы закрывают уши, лоб оставлен открытым. Прическу дополняет небольшой чепец.


. Доменико Венециано, Портрет дамы. Музей Польди Пеццоли, Милан.


Жос ван Клеве, Портрет французской королевы Элеоноры. Музей истории искусств, Вена. У королевы на голове сетка, украшенная драгоценными камнями.


Франсуа Клуэ, Елизавета Валуа. Музей изобразительного искусства, Толедо. Испанская мода в прическе также строга, как и в одежде.


Диего Веласкес, Королева Марианна (фрагмент). Национальный музей Прадо, Мадрид. У испанской королевы прическа имеет форму шлема, она декорирована цветами и перьями.


. Генри Ребёрн, Мария Орлеанская. Эта прическа из волос, завитых локонами, обрамляющими лицо, называлась а ля Севинье. Платье с круглым вырезом украшено лентами и жемчугом.


Джошуа Рейнолдс, Сестры Вальдеграве. В эпоху барокко как мужчины, так и женщины отдавали предпочтение напудренным прическам. Женщины зачесывали волосы высоко надо лбом и декорировали их лентами.


. Гиацинт Риго. Доминик Андрей Коуниц. Государственный замок Славков на Мораве. Завитый парик, типичный для эпохи барокко. К нему одевался широкий плащ с ассиметричными сборками.


Карикатура на моду 1905 года: «Трудоемкая прическа».


Иллюстрация из книги «Мода и обычаи времен Марии Антуанетты». Париж, 1885 г. Мода при королеве Марии Антуанетте породила причудливые прически и еще более абсурдные названия их.

Из модного журнала. Прическа конца XVIII века должна была делать фигуру более высокой с помощью перьев, цветов и лент на темени головы.


Образцы французских причесок 1782 года. Слева вверху: чепец по последней моде с нитками жемчуга. Справа вверху: шиньон с двумя валиками и четырьмя локонами по обеим сторонам ala chanceliere. Слева внизу: шляпа швейцарского образца и турецкий жилет.


. Франсиско Хосе де Гойя, Портрет Л. Корреа. Коллекция графини де Ноай, Париж. Испанская прическа в стиле ампир из коротких кудрей, в художественном беспорядке падающих на лоб и поддерживаемых узкой лентой.


Антонио Канова, Паолина Боргезе. Галерея Боргезе, Рим. Типично античная прическа, характерная для эпохи ампир с его тенденцией подражать античности.



. «Костюм паризьен» (Costume parisien), 1811 г. В эпоху господства стиля ампир снова появляется прическа а ля Тит с украшениями из драгоценностей и цветов.

Жан Огюст Доменик Энгр, Художник Гране. Мужская прическа также небрежно элегантная, как и в дамской моде. Пряди волос свободно падают на лоб (так наз. coup de vent}. Мужчина одет в бархатный плащ, рубашку с приподнятым воротником и свободно завязаным галстуком.

«Театерцайтунг» (Theaterzeitung), 1834 г. Эскизы костюмов, Вена. Прически эпохи бидермейер снова усложняются. Не Учитывается ни естественная волнистость волос, ни форма головы. Они пышно декорируются лентами, цветами, чепцами.



«Театерцайтунг». Эскизы костюмов. С помощью искусственных накладных волос и декоративных гребней дамы эпохи оидермейер создавали прически самых причудливых форм.


«Театерцайтунг». Эскизы костюмов.Прически к торжественным случаям и балам являют собой искусные творения из туго стянутых волос и свободных локонов с вплетенными украшениями. У платьев расширенные рукава, типичные для эпохи бидермейер, подчеркивается тонкая талия, юбка украшается воланами и искусственными цветами.


. Фердинанд Вальдмюллер. Молодая женщина за туалетом. Австрийская галерея, Вена.


Мориц Михаэл Даффингер. Портрет жены генерала фон Марнау. Австрийская галерея. Вена. Типичная прическа в стиле бидермейер.



. Эдгар Дега, Монсиньор и мадам Эдмон Хорбилли. Музей изящных искусств. Бостон.


«Магазен де демоазель» (Magazin des demoiselles], около 1860г. Вечерняя прическа шестидесятых годов прошлого столетия становится опять более естественной, хотя продолжают носить локоны,декорированные лентами и цветами.



. Анри Тулуз-Лотрек. Этюд головы. Рисунок. Типичная прическа конца XIX века: волосы высоко подняты надо лбом.


«Панч» (Punch), 1873 г. «Кто должен носить это бремя?» или «Тяжелый труд». Карикатура содержит намек на вес искусственных украшений в волосах в соответствии с требованиями моды.


Из модного журнала, около 1832 г. Декоративные шпильки и гребни, пышно украшенные, положили конец сложным прическам стиля бидермейер.

Гребень - изготавливался из рога, слоновой кости, дерева, металла и пластмасс. Первые гребни, найденные при раскопках в Европе, относятся к раннему периоду каменного века. Использовались они, разумеется, не только в чисто утилитарных целях, но и для украшения.

Диадема - головное украшение в виде ленты из драгоценного металла с изгибом вверх посреди лба, в который обычно вправляется драгоценный камень. Распространилось с Востока, где на протяжении всей древней истории было символом занимаемого высокого положения. Оттуда оно было заимствовано женской модой как головное украшение для торжественных случаев.

Дрмлик - чешская девичья прическа, напоминающая гнездо, свитое из волос.

Заколка (для волос) — утилитарный и декоративный предмет: удерживает волосы в прическе. Изготавливается из проволоки или пластичного металла, декоративные заколки украшаются каменьями.

Кокошник (Schapel, Schappel, Schapel} - головное украшение, металлическая лента или венец, украшенный орнаментом или живыми цветами, известное уже в средневековье. Носят его до наших дней во время народных свадебных обрядов. Кокошник невесты большей частью украшается лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками.

Коса - из волос как натуральных, так и искусственных является популярной деталью мужских и женских причесок почти во все эпохи. В Древнем Египте коса из искусственных волос была не только украшением, но и знаком занимаемого положения. Очень модными стали косы у женщин в эпоху средневековья, а также в мужских париках в стиле рококо. Разноцветные искусственные косы из шелковых, шерстяных и других волокон являются принадлежностью некоторых национальных костюмов. В XX веке искусственные косы используются для сложных вечерних дамских причесок.

Космина — согласно Юнгманну, это понятие означает длинные, незавитые, прямые волосы.

Кэтогэн (Catogan или Cadogan) - прическа, названная по имени лорда Кэтогэна. Длинные волосы сзади стягивались лентой, заплетались или укладывались в сетку. Прическа распространилась при французском дворе в правление Филиппа Орлеанского (1674-1723 гг.). Из Франции эта мода проникла в Пруссию, где она привилась, в первую очередь, среди солдат пехотинцев. Во второй половине XVIII века так назывались пучки из волос на шее в дамских прическах.

Либель (libelle) - специальная заколка для волос, которую носили в пышных прическах около 1900 года.

Мешочек для волос (Haarbeutef) — использовался для мужской прически в эпоху правления Людовика XIV. Длинные волосы (собственные или парик) вкладываются в длинный мешочек из тафты, украшенный лентой или розеткой. Мешочек предохранял одежду от пудры в прическе и был удобнее, чем длинные распущенные волосы. Для парадного туалета не использовался.

Нимб (из лат. nimbus) — хлопчатобумажная лента для волос, вышитая золотом, популярная в Древней Греции.

Палцерж - длинные завитые волосы, модные в Чехии у мужчин в XIV веке.

Парик- изготавливается из натуральных человеческих волос или подобного материала, как, например из конской гривы, овечьей шерсти, растительных и искусственных волос, шелка и т. п. Подкладка парика делается чаще всего из материи, иногда также из тонкой кожи, в которую вшиваются волосы. Парик был известен уже египтянам, шумерам, ассирийцам, персам и римлянам. Наибольшее распространение он получил в XVII веке при Людовике XIV. В настоящее время он является элементом официальной одежды английских судей и лондонского мэра города. До нас дошла информация из Парижа, относящаяся к 1794 году, которая сообщает следующее: «Роскошь прекрасного пола возрастает с каждым днем. Здесь можно встретить горожанок, платья которых украшены кружевами, стоящими более 2000 ливров; прически они меняют три раза в день, обычно это три разных парика, один черный, который носят по утрам, каштановый для послеобеденного времени и светлый на вечер, для прогулок по бульвару. Светлый парик стоит 600 ливров. Вечером ресницы красят в черный цвет. Комиссар Пайан использовал эту ситуацию, чтобы заявить в муниципалитете, что в Париже появилась новая секта, которая исповедует и свято чтит гильотирование. Женщины, напускающие на себя мрачную серьезность, потому что уже не могут при улыбке показать зубы, покупают волосы молодых гильотированных блондинок и украшают ими свои лысые или седые головы. Так возник совершенно новый вид маскарада, новая отрасль торговли и новый вид поклонения». В 1962 году женские парики снова вошли в моду, прежде всего, в Америке. Большие американские универмаги открыли специальные отделы, а затем эта мода и торговля распространились во всех европейских странах.

Парик «алонж» (из франц. allonger ~ удлинять) - мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие по плечам. Впервые появляется в XVII веке при дворе Людовика XIV, а позднее распространяется повсюду, где господствует французское влияние и вкус. До сих пор такой парик носят английские судьи для презентабильности и достоинства. Его антиподом в дамской моде является прическа а ля фонтань.

Перманент — завивка волос с помощью железок или бигуди была известна уже в древнее время и использовалась как мужчинами, так и женщинами. Однако, волны и локоны, полученные этим способом, долго не держатся. Поэтому так быстро распространилось изобретение немца Несслера, сделанное им в 1925 году: так называемый перманент. Длительный срок завивки достигается химической обработкой. Сначала волосы на бигудях должны были нагревать с помощью электрического тока, волны полученные этим методом выдерживают 5—6 месяцев. Волосы закручивались мелкими кудрями и только позднее расправлялись. В настоящее время применяется «холодный перманент».

Прическа а ль Аньес Сорель (a l"Agnes Sorel) - вечерняя прическа, модная в сороковых годах XIX века, названная в честь славной возлюбленной французского короля Карла VII. Волосы спереди разделялись на прямой пробор и перевязывались лентой,сзади же связывались в узел.

Прическа а ля бель пуль (a la belle poule) - название исходит от французского фрегата La belle poule - который в 1778 году победил при Бресте в битве с англичанами. Эта прическа, с высоко поднятыми волосами и украшенная кораблями и парусами, также называлась а ля фрегат (a la fregate). Прическа а ля Ментенон (a la Maintenon) - прическа получившая название по имени маркизы де Ментенон в середине XVII века. Волосы разделены посредине высоко подняты и завиты. Прическа а ля Севинье (ala Sevigne) - женская прическа 1650-1660 гг. Лоб оставался открытым, волосы подвитые или закрученные в локоны падали на плечи и на уровне ушей перевязывались лентой. Название получила по имени французской писательницы маркизы де Севинье (1626-1696). Прическа а ля Тит (a la Titus) - появилась в период французской революции. Коротко стриженные волосы по античному образцу закручиваются по всей голове в кудри или завиваются и начесываются на лоб. Изобретателем этой прически, по всей вероятности, был актер Тальма; с ней он выступил в мае 1790 года в пьесе «Брут» Вольтера. Эта прическа была возрождена вновь в 1946-1947 гг. Прическа а ля фонтань (a la Fontanges) - дамская декоративная прическа из лент и кружев, между которыми протягиваются пряди волос. Название получила по имени Марии Анжелики де Фонтань, возлюбленной Людовика XIV.


Антонио Поллайуоло, Портрет дамы. Галерея Ховарда Янга, Нью-Йорк. Типичная прическа эпохи Возрождения с высоко выбритым лбом. Узел из волос придерживается декоративной сеткой.


. Школа Франсуа Клуэ, Мария Стюарт. Коллекция Чарторыйских, Париж. Прическа в стиле Ренессанс с узлом и сеткой.


Леонардо да Винчи, Дама с горностаем Национальный музей, Краков.



. Декоративный гребень,около 1824г. Музеи прикладного искусства, Прага. Декоративные гребни были в большой моде в тридцагодах XIX века.


Портрет царицы Феодоры. Музей археологии Милан. У византийской царицы на голове парик украшенный диадемой.

Однажды во время охоты у нее развалилась прическа, и герцогиня де Фонтань перевязала волосы лентой. «Королю Солнце» это так понравилось, что он попросил герцогиню всегда носить такую прическу, и так она распространилась сначала при французском дворе, а позднее и в других странах. Эта мода выдержала, начиная с 1680 года, примерно четверть века. Сначала прическа а ля Фонтань была низкая и мягкая, затем материю крахмалят и используют проволочный каркас. Прическа превратилась в башню, в два раза превышающую размер головы. Англичане называли особо высокий вариант этой прически tower(башня), а более широкий a commode (комод).

Прическа а ля юрлиберлю (a la Hurluberlu или a la Hurlupee) - дамская прическа около 1670 года из небольших кудрей, покрывающих всю голову.

Прическа ан Буфон (en Bouffons)-женская прическа конца правления Людовика XIII. Подвитые волосы ниспадают по обеим сторонам лица, лоб закрыт челкой.

Прическа «грива пони» (Ponyfransen) — прическа из коротких волос, начесанных на лоб, появившаяся в конце XIX века. Пользовалась большой популярностью особенно у молодых женщин.

Прическа каденет (Cadenette) — мужская прическа времен Людовика Х1И, названная по имени господина де Каденет. Завитые или гладкие волосы разделялись сзади или на боках на две простые или заплетенные пряди и перевязывались ленточками (fa-veurs). Прическа времен мушкетеров.

Прическа «крыло голубя» (Ailes de pigeon, Tauben-flugef) — мужская прическа 1750г. состоит из локонов на висках. Остаток от парика «алонж». Сзади волосы стянуты лентой.

Прическа под битлов (Beatle] - длинные волосы на лбу и вокруг всей головы. Мода для подростков и юношей. Прическа получила название от популярного английского музыкального квартета, который стал идолом молодежи во многих странах. Прическа по-китайски (a la chinoise) - женская прическа тридцатых годов XIX века. Волосы по бокам подвиваются валиком, а сзади связываются в узел, в который вставляется декоративная шпилька.

Прическа «собачьи уши» (oreilles de chien) - локоны, висящие по обеим сторонам лица в мужской прическе последнего десятилетия XVIII века.

Прическа тупе (франц. toupet- пучок волос) -

1) деталь мужской и женской прически второй половины XVIII века: высоко поднятые надо лбом волосы на подкладке.

2) Накладные волосы, используемые, прежде всего, мужчинами. Тупе из натуральных, химически чистых, некрашенных волос по современному методу подгоняется точно к оставшимся волосам на голове. К коже головы накладные волосы прикрепляются клеющейся лентой-пленкой.

Сетка — найдена уже в раскопках, относящихся к эпохе бронзового века. В средневековье носили сетку для волос из золотых нитей, украшенную цветной вышивкой. В эпоху Ренессанса она чаще всего украшалась жемчугом и драгоценными камнями, как это можно видеть на итальянских портретах. С приходом моды на длинные волосы сетка снова появляется уже в XX веке, сделанная чаще всего из шерсти, бархата и шифона. Кроме декоративной функции сетка используется также с чисто практической целью: невидимые, изготовленные из волосяных волокон сетки применяются для сохранения прически в целости.

Сплендоне (Splendone) - лента из материи или кож украшенная орнаментом, элемент прически греческих женщин, спереди расширенная, сзади суженная.

Стефане (Stephane) - диадема в виде полумесяца, выложенная бриллиантами, надевалась в торжественных случаях гречанками для украшения прически.

Тонзура (из лат. tondere - стричь) - выстриженный или выбритый круг на темени у католических священников и монахов.

Тутулус - римская женская прическа, когда все волосы высоко подняты. В торжественных случаях на ней носили конусообразную шапочку, покрывающую волосы.

Украшение барб (франц. barbe- борода) - состояло из кружев и лент, обрамляющих лицо и шею. Носили его В XVIII и XIX веках на прическах и чепцах, а а эпоху кринолинов и на шляпах.

Фафрнох (нем. Favoritchen, франц. favoritte) - 1) искусственные кудри, которые женщины носили на лбу и висках. 2) Кисточка на шлеме. 3) Украшение на платье в виде бахромы или кистей.

Ферроньер (ferroniere) — лента, повязанная на лбу, с драгоценным камнем посредине. Свое название получила от «прекрасной Ферроньер», фаворитки французского короля Франциска I (1494-1547 гг.), которая изображена с этим украшением на известной картине Леонардо да Винчи. В моду вошла снова в эпоху бидермейера. Её также называли Seht hierher (смотрите сюда).

Филле (Fillet} — металлический обруч, поддерживающий волосы на темени. Носили его как мужчины, так и женщины в античный период, в эпоху Ренессанса его украшали лентами и каменьями.

Фульфас (Matzenauer, Fullfass) - женская и девичья прическа XVI века, она состояла из пучков волос или кос, которые вкладывались в продолговатые конверты.

Шиньон (chignon) — женская прическа с узлом, который поддерживался гребнем согласно господствующей моде на разной высоте на шее или на голове.

Шпилька — декоративный предмет и одновременно важный элемент прически. Известен уже из раскопок, относящихся к бронзовому веку. Шпильки были популярны в древние века среди египтянок, гречанок, римлянок и германок. Часто делались из драгоценных металлов, украшались каменьями или чеканкой. С помощью шпилек можно укладке из волос придать самую различную форму.

Эскоффион (итал. escofiion) - дамская прическа XV и XVI веков, распущенные, на концах подвитые волосы, укладываются в сетку. Эту прическу можно видеть на многих картинах итальянских мастеров эпохи Ренессанса.


Заключительный похоронный обряд перед входом в гробницу. Гробница Нехамуна и Ипуки XVIII династии, Фивы. Парики были модны и в Древнем Египте. У женщины (внизу, в середине) на голове парик из темных распущенных волос, которые на лбу скреплены лентой.

За туалетом. Английская гравюра, около 1870 г. Наибольшей величины достигают парики незадолго до Французской революции. К их размерам приспосабливаются и чепцы (dormeuse), пышно декорированные сборками и лентами.


Все более усложняются прически во второй половине XVIII века. Они делаются все более высокими и все больше используются накладки из искусственных волос. Дамские прически-башни в эпоху рококо были излюбленной мишенью карикатуристов того времени, упражнявшихся по этому поводу в остроумии и злословии.

Гравюра по мотивам Моро времени Консульства {1799-1804 гг.):«Боже мой..! Эти прекрасные, великолепные волосы».


«Кабине де мод у ле мод нувель»{Cabinet des modes ou les modes nouvelles] Париж, 1785 г. Уже перед Французской революцией эпоха париков близилась к концу. Мужчины волосы уже не стригли, а завивали и связывали на затылке наподобие косы.


Морис Кантен Латур, Автопортрет. Музей в Амьене. Мужская прическа последней трети XVIII века, так наз. крыло голубя: белый напудренный парик с рядами тщательно закрученных локонов. Сзади волосы стянуты лентой.


. Уильям Хогарт. Вкус большего света. Карикатурное изображение фигуры в жюсокоре — камзоле с приподнятыми полами, в панталонах до колен и с чрезмерно длинной косой.


Л. И. Крамп, Каптернамус, Йозеф барон Альвинц фон Берберек. Мужская прическа XVIII века под названием кэтогэн: длинные волосы сзади стягивались лентой и укладывались в сетку.


. Гравюра Колдуолла по мотивам Брандуа, Лондон. «Ныне, господа, Вы настоящие макарони». Макарони было одним из многочисленных прозвищ дэнди.


Голова человека одно из тех мест, к украшению которого нужно подходить с особым вниманием. На самом деле хорошо выглядеть не так уж сложно. Некоторые украшения для волос можно и вовсе сделать своими собственными руками.

1. Кристаллы



Стильное украшение, для изготовления которого понадобится классический зажим, небольшой кусочек кожи, хороший клей и красивые камушки-кристаллы.

2. Звезды



Обычная невидимка, украшенная замысловатой конструкцией из проволоки и бусинок-звездочек.

3. Жемчуг



Жемчужные украшения - один из трендов этого сезона, так почему бы не украсить им волосы? К тому же украсить невидимку искусственным жемчугом очень просто и буквально под силу каждому.

4. Яркие нитки



Сделать обычный гребень стильным и ярким можно с помощью цветных ниток.

5. Стильный ободок



Стильный ободок на голову, который можно сделать буквально за пять минут из старых бус и резинки для волос.

6. Жемчужные гребни



Нежное украшение для волос, которое легко сделать из жемчужных бусин разной формы и двух небольших гребней.

7. Цепи



Изготовить прекрасное украшение для любой прически очень просто, понадобятся только два гребня, плоскогубцы, несколько цепочек и немного старательности.

8. Буквы



Сделать обыкновенные невидимки яркими и стильными помогут металлические буковки, которые можно приобрести в магазине для творчества и рукоделия.

9. Цветы



Обыкновенные шпильки, украшенные цветами из фоамирана.

10. Яркие краски



Самый простой способ обновить невидимки - покрасить их яркими лаками для ногтей.

11. Тонкое кружево



Очаровательная повязка, которую можно сделать из небольшой полоски кружева и тонкой атласной ленты или резинки.

12. Проволока



Для изготовления этой необычной диадемы понадобится проволока и набор блестящих бусинок.

13. Шейный платок



Украсить гульку или хвост можно с помощью яркого шейного платка или банданы.

14. Лента шибори



Эксклюзивная заколка с цветком, сделанным из ленты шибори и бисера.

15. Шипы



Украсить старый обруч можно с помощью крупных шипов, которые можно приобрести в швейном магазине.

16. Ветки



Тонкие веточки можно превратить в необычное украшение для волос. Нужно хорошо вымыть и просушить ветки, покрасить их аэрозольной краской и прикрепить к невидимке с помощью клея или тонкой проволоки.

17. Забавные ушки



Для тематической вечеринки можно смастерить забавный ободок с кошачьими ушками. Сделать такой ободок можно с помощью обыкновенного тонкого обруча, толстой проволоки и клея.

18. Помпоны



Модный ободок с помпонами можно купить в магазине, а можно сделать своими руками. За основу следует взять обычный тонкий ободок, к которому с помощью клея будут крепиться яркие помпоны из фетра.

В продолжение расскажем про с секретным ингредиентом для невероятного блеска волос.