Главная · Подушки · Правила вежливости в общении. Основные правила вежливости и этикета

Правила вежливости в общении. Основные правила вежливости и этикета

Урок 2 «Правила вежливого человека»

Цель: развивать у детей умение вежливо обращаться друг с другом и с окружающими людьми.

Задачи:

1. Учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

2. Прививать этические нормы поведения

    Введение

Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Два таких разных слова и таких родных. Как вы думаете почему?

У:Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта радуют людей и делают их веселыми, стойкими к неудачам, счастливыми. И потому, не случайно, тема нашего занятия звучит так…

    В чём заключается вежливость?

(Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям.
У: Воспитанность человека характеризует определённые признаки вежливости, которые не исчерпываются только обиходными вежливыми словами. Понятие вежливости глубже.

    До XVI века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

    Воспитанность проявляется, прежде всего, в вежливом поведении человека. Проявление вежливости - это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

У: Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

У: Итак, первое правило вежливости важно запомнить главные вежливые слова . Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо) .

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста) .

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день) .

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо) .
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорим … (до свидания) .

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте) .

2. Стихотворение О. Дриз «Добрые слова»

Добрые слова не лень,

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу,ткачу, врачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед.

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю, всех домой спешащих к чаю.

У: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день

Добрый день!- тебе сказали.

    Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали- Теплоты и доброты.

Доброго пути. _____________________

Нам желают: «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему- нибудь.

Здравствуйте. _____________________

    Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

    Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.

И, наверно не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо. _________________

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы-

Кому сказали, сколько раз?

Простите. _______________

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал- забывать.

Но если я всё же забуду-

Простите, я больше не буду.

Пожалуйста. _____________

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»- Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста »

Нам становится неуютно.

У: Вы знаете главные вежливые слова. Но почему так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят и этим самым огорчают окружающих, друзей?

    1. А слово-то какое!
    Очень дорогое!
    Он про внучку говорил:
    Экая досада –
    Я портфель ей подарил,
    Вижу – очень рада!
    Но нельзя молчать как рыба,
    Ну сказала бы спасибо

    2. Дядя Саша огорчен,
    Рассказал он вот о чем…
    Настя – славная девчонка,
    Настя ходит в 1 класс
    Но…давно уже от Насти
    Я не слышу слово здрасте

    3. А слово-то какое –
    Очень дорогое!
    Встретил Витю я, соседа …
    Встреча грустная была:
    На меня он, как торпеда,
    Налетел из-за угла!
    Но представьте! – зря от Вити
    Ждал я слова извините

У: Вам нужно запомнить и второе правило вежливости – надо вовремя находить нужные слова и употреблять их, то есть знать, кому, когда и что говорить.

Скажите, вежлив Витя или нет?

1. Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.

2. На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.

3. – Тихомиров, покажите
Нам на карте город Псков
– Извините, –
Шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.

4. Спор давно ведется в классе,
Вежлив Витя или нет
Разберитесь в споре этом
И пришлите нам ответ.

У: Какой ответ можно дать? (Нельзя нехорошие поступки прикрывать вежливыми словами.)
– А как нужно поступать, Вам подскажет стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы».

  • 1.Ежели вы

    Вежливы

    И к совести

    Не глухи,

    Вы место

    Без протеста

    Уступите

    Старухе.

  • 2.Ежели вы

    Вежливы

    В душе, а не для виду,

    В троллейбус

    Вы поможете

    Взобраться

    Инвалиду.

  • 3.И ежели вы

    Вежливы,

    То, сидя на уроке,

    Не будете

    С товарищем

    Трещать, как две сороки.

  • 4.И ежели вы

    Вежливы,

    Поможете

    Вы маме

    И помощь ей предложите, Без просьбы – то есть сам.

    5.И ежели вы

    Вежливы,

    То в разговоре с тетей,

    И с дедушкой,

    И с бабушкой

    Вы их не перебьете.

  • 6. И ежели вы

    Вежливы, -

    Тому, кто послабее,

    Вы будете защитником,

    Пред сильным не робея.

У: Таким образом, мы подошли с Вами к третьему правилу вежливости важно не только знать правила вежливости, но и выполнять их .

Поиграем в игру №1 «Вежливо – невежливо ». (Рука вверх – вежливо!)

Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

У ; Не только слова, но и поступки должны быть добрыми .

Давайте вместе решим задачу :

1). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

    У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.

    Разве,- удивился тот.

    Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.

    Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

    Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

У : Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

1) Игра №2 «Вежливо или невежливо».

1.Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?

    Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?

    Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?

3.Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

Учитель : Правила вежливых людей.

У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить на вопросы:

1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение?

2. Кого осуждаете? Почему?

3. Как бы вы поступили в этой ситуации?

4. Какое правило вежливого человека представите?

Анализ ситуации

Ситуация 1

Прозвенел звонок на перемену и Юра пулей вылетел из класса. Он хотел купить пирожок в столовой и спешил туда, но пока не было большой очереди. Он несся коридором, расталкивая детей руками. Тут в конце коридора показалась учительница Мария Петровна. Юра резко затормозил и степенно пошёл навстречу. « здравствуйте, Мария Петровна!» - вежливо поздоровался Юра. Мария Петровна улыбнулась и кивнула ему головой. Только учительница вошла в учительскую, Юра стремглав бросился по лестнице вниз. Зацепив кого - то локтем, но даже не обернулся. Ему было некогда – и так пришлось немного задержаться.

Что вы можете сказать о мальчике?

Почему учительница улыбнулась Юре?

Действительно ли был Юра вежливым?

А вам такие встречались мальчики?

А может кто – то увидел в нём себя?

Ситуация 2.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

ПРАВИЛО 1

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

ПРАВИЛО 2

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация4.

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

ПРАВИЛО 3

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 5.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

ПРАВИЛО 4

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 6.

У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

ПРАВИЛО 5

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

Какие ещё правила вежливых людей можете назвать?

Пословицы и поговорки о добре и вежливости.

    В добрый час молвить, в худой промолчать.

    Добра желаешь – добро делай.

    Добрая слава лежит, а худая бежит.

    Добрая ссора лучше худого согласия.

    Добро и во сне хорошо.

    Доброе дело и в воде не тонет. Доброе слово – это доброе дело.

    Доброе слово и кошке приятно.

    Доброта без разума пуста.

    От вежливых слов язык не отсохнет.

    С добрым жить хорошо.

А чему учат пословицы?

Пословицы учат:

    Хвалить за хорошее и не всегда подчеркивать недостатки людей

    Шутить по-доброму

    Не быть любопытным

    Внимательно слушать и не быть навязчивым

    Уважать мнение другого человека

    Не спешить обвинять в чем-то человека, пока не разберешься в причинах

    Нести ответственность за свои слова

Итог урока:

У : Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами... Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Так, что же такое вежливость?

(Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.

INCLUDEPICTURE "AppData/Local/Temp/FineReader11/media/image1.png" \* MERGEFORMAT


Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Класс: 2

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
  2. Вспомнить правила вежливости.
  3. Обсудить правила поведения в различных ситуациях.
  4. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  5. Развивать у детей способности анализировать свои действия.
  6. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.

Необходимое оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Вежливые слова» (см. Приложение );
  • индивидуальные карточки для групповой работы;
  • плакат с изображением главного героя.

Участники: учащиеся 2–го класса.

Ход урока

I. Мотивационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют.

II. Постановка целей урока.

– Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на свете: доброму или злому?

– Как вы понимаете слово «добрый»?

– Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

– Ребята, к нам на урок пришёл Слава Перепёлкин. Ему очень нужна наша помощь. Дело в том, что его пригласила к себе на День рождения девочка Света, которая ему очень нравится. А он совершенно не знает, как вести себя в гостях.

– Поможем Славе?

– Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чём мы будем говорить сегодня:

Мы все научились когда–то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумано кем-то красиво –
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свиданья»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» – если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколь тебе уже лет.

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами вежливости и научимся их соблюдать.

– Как вы думаете, что такое вежливость?

– А вот, как описывается слово «вежливость» в словаре Даля:

Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

– Как ещё называют правила вежливого поведения?

– Правильно, этикет. Что же такое этикет?

Этикет – это правила поведения человека среди других людей.

– Наш народ давно понял необходимость соблюдения правил этикета, давайте посмотрим, как вы знаете эти правила.

III. Игра «Волшебные слова».

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра

Они живут на белом свете.
Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим... (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.

Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.

– Молодцы, ребята! Справились на «отлично»!

– Какого человека называют вежливым?

– Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали ваши родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования.

Правила этикета очень разумны. Они требуют от нас: делай так, а не иначе.

– Когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, где ему следует идти: впереди или сзади?

– Но если дорога незнакома, а идти страшновато, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

– Какие еще правила вежливости вы знаете?

– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете, как вести себя в определённой ситуации.

IV. Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
  2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому – 11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

– Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни –
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.

– Ребята! У каждого из вас есть такой день, который он считает самым важным в жизни. Как вы думаете, что это за день? (День рождения)

– С кем вы его отмечаете?

– Как можно пригласить друзей на этот праздник? Какими словами это можно сделать?

– А вы знаете, как надо принимать подарки?

– А если вы получили одинаковые подарки?

– Ваш друг принес вам коробку с конфетами, что вы сделаете?

– Как вы думаете, вежливо заказывать подарки?

– Откройте учебник на стр. 56–57,рассмотрите рисунки и попробуйте придумать диалоги между героями.

– Ребята, пока мы с вами учили правилам вежливости Славу, он составил для себя небольшие памятки.

– Давайте, я их сейчас прочитаю, а вы скажете, правильно ли мы научили Славу этикету?

  1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
  2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
  4. Уважай старших. К старшим обращайся на ВЫ.
  5. При встрече со старшим на улице, здоровайся первым.
  6. При разговоре, не перебивай своего собеседника.

V. Подведение итогов.

Подвести итог нашего урока мне бы хотелось этим стихотворением

Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.

«До свиданья! –
На прощанье
Говорим;
О том и речь,
Что ещё нас ждут свиданья,
Много – много новых встреч!

Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.

Вежливость — это обязательный признак хорошо воспитанного человека. Она проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий. Какие основные качества вежливого человека?

3 правила для вежливых людей

Развитие собственной личности невозможно без соблюдения общепринятых и этикета, которые должен знать каждый.

  1. Вежливый человек не забывает произносить при встрече. Также он всегда прощается при расставании, извиняется, если причинил кому-то неудобства и благодарит за любые оказанные ему услуги.
  2. Еще один признак вежливости заключается в умении относиться к окружающим с уважением, независимо от их социального статуса. Учтивость и доброжелательность должна проявляться не только к старшим по возрасту или званию, но и к коллегам, подчиненным, а также к людям, не сумевшим реализовать себя в жизни.
  3. Культурный и вежливый человек не делает зла другим. Он относится к просьбам с должным вниманием, всегда готов помочь и не участвует в сплетнях. Он не забывает улыбаться, ведь учтивая улыбка — залог успеха во многих делах.

Грубость и несдержанность всегда отталкивает собеседников и становится серьезной помехой в достижении желаемых целей. Тем, кто выбирает подобный формат общения, сложно завести друзей, заслужить уважение окружающих и даже добиться успехов в карьере.

Как стать вежливым человеком

Красивая грамотная речь — это неотъемлемая спутница вежливости. Нужно уметь следить за своим голосом. Он должен быть спокойным, рассудительным и не очень громким. Необходимо исключить из своего словарного запаса нецензурную брань, обзывания, а также жаргонные выражения. Развитию вежливости способствует изучение книг о правилах этикета и чтение классической литературы. Никогда не следует перебивать своего собеседника — это нетактично. Не стоит забывать, что обе стороны имеют одинаковое право высказаться. Это и называется диалогом.

Вежливость на все случаи жизни

Важно быть культурным и доброжелательным всегда и везде, будь то деловая встреча или простой поход в гости или магазин. Ниже рассмотрены примеры вежливого поведения в различных бытовых ситуациях.

  • Поведение за столом во время еды многое может сказать о воспитании человека. Главное правило в столовом этикете — нельзя приносить неудобства окружающим. То есть жевать следует с закрытым ртом, не класть локти на столешницу и избегать дел, не касающихся приема пищи. Нельзя вставать и нагибаться над столом, чтобы дотянуться до хлеба или тарелки. Следует попросить того, кто ближе, придвинуть желаемое угощение.
  • Вежливый человек уважает природу. Он не станет бросать отходы после пикника на том месте, где отдыхал или кидать мусор мимо урны в черте города. желающие развивать свой внутренний мир, никогда не оставляют за собой грязь.
  • Нельзя забывать о вежливости и дома в кругу близких. Критика, повелительный тон и грубые слова, могут ранить чувства. Зная это, вежливый человек не станет причинять боль другим людям, особенно любимым.

Настоящая вежливость формируется не только из заученных красивых фраз. Она характеризует стиль жизни и олицетворяет человека.

Какие вежливые слова есть в русском языке

Русский язык могуч и многогранен. Еще с древних времен большое значение уделяется в нем различным любезностям и вежливым словам. К таковым относятся приветствия: «здравствуйте» или «добрый день». Прощания: «до свидания», «до скорой встречи», «спокойной ночи». Просьбы: «будьте добры», «извините, пожалуйста», «вы не будете так любезны». Выражения признательности: «спасибо», «благодарю вас». Пожелания: «будьте здоровы», «успехов», «счастливого пути».

Ежедневное употребление в своем лексиконе этих слов говорит о хороших манерах и высокой нравственности.

Вежливый ребенок. Как его воспитать?

Учить ребенка быть вежливым нужно с раннего возраста, когда он только начинает говорить. Есть несколько советов, которые помогут правильно это сделать.

  • Маленьким детям нравится играть. Учить скучные правила они не любят. Поэтому можно прививать им хорошие манеры в виде игры. Например, устроить чаепитие по всем правилам этикета с участием игрушек и, конечно, родителей. Можно разыграть вежливые диалоги, которыми необходимо пользоваться в окружении чужих людей или придумать другие ситуации.
  • Родители, разговаривая между собой и со своим чадом, должны использовать вежливые слова. Повелительный тон и крики с малышом недопустимы, даже если он не слушается. Он должен сделать то, что от него просят, например, собрать игрушки, но мягкой просьбе мамы или папы.
  • Если ребенок показывает явный протест, грубит, требует дать ему то, что нельзя, не стоит отвечать на такое поведение, а тем более его поощрять. Лучше надеть на себя маску безразличия и полностью игнорировать крики, пока они не утихнут. Так делать каждый раз, пока малыш не заговорит вежливо и спокойно.

Прежде всего, правила вежливых людей нужно соблюдать самим родителям. Они должны своим примером показывать малышу, что значит культура, сдержанность и уважение. Воспитание ребенка невозможно без благополучной обстановки в доме.

Как проявляется мужская вежливость

В современном мире вежливое поведение нередко расценивается представителями противоположного пола как флирт. Это относится как к женщинам, так и к мужчинам. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию из-за незнания элементарных правил этикета, нужно уметь отличать симпатию от рамок приличия.

Например, мужчина всегда придерживает открытую дверь перед женщиной и пропускает ее вперед. Он помогает даме выходить из машины, целует ручку при встрече, снимает головной убор, уступает место в общественном транспорте. На выходе из помещения он подает ей верхнюю одежду или помогает снять ее при входе. Представители сильного пола обязаны носить тяжести вместо женщин, независимо от близости их отношений.

Интеллигентный мужчина никогда не заговорит со спутницей о ее возрасте, недостатках характера или внешности. Он не станет поднимать темы, которые будут ей обидны или неприятны. А также не явится на встречу в неподобающем внешнем виде.

Преимущества вежливого поведения

Вежливость воспитывает в человеке множество таких как сострадание, милосердие, аккуратность и самоуважение. Каждое из них играет большую роль в личном росте и даже судьбе.

Перед воспитанным человеком распахиваются все двери, ведь он умеет держать себя в руках при любых обстоятельствах, владеет тонкой и чуткой душевной организацией, а также обладает трезвым и ясным умом. Он щедро дарит тепло и радость от общения с ним, что помогает ему занять достойное место в обществе. И это далеко не полный список доказательств того, что хорошо быть вежливым человеком.

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста, и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Для чего нужна вежливость

Вежливость - это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным - «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Рис. 2. Встреча с друзьями.

  • Увидев на улице знакомого, не стоит бежать к нему навстречу, расталкивая на пути прохожих. Если случайная встреча произошла в кафе, кино или театре, достаточно кивнуть в знак приветствия, но не выкрикивать его.
  • В общественных местах не стоит слишком громко разговаривать или смеяться, излишне эмоционально жестикулировать.
  • Правила вежливости предусматривают и обязательное прощание при уходе.
  • К малознакомым или старшим по возрасту людям следует обращаться на «Вы». И только с друзьями, одноклассниками, родственниками уместно обращение на «Ты».

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

1. Подумай и запиши, для чего тебе нужно знать и соблюдать правила вежливости.

чтобы людям было приятно общаться со мной, чтобы у меня было много друзей.

2. Муравей Вопросик просит тебя научить его правилам вежливости. Напиши, какие вежливые слова подходят для этих случаев:

С соседом по парте проведите взаимную проверку работы.

3. Проанализируй ситуации из жизни Серёжи и Нади. Выполни задания.

1) Обращаясь к продавцу, Серёжа сказал: «Пакет молока и пачку творога». Какое слово он забыл добавить? Подчеркни: извините, пожалуйста , спасибо.

2) Наде нужно позвонить своей подруге Маше. Как лучше всего попросить её к телефону? Отметь галочкой.

4. Здесь запиши правила, которые ты сформулируешь для себя по рассказу Серёжи и Нади.

Мои волшебные поступки

— женщин и девочек надо пропускать вперед;
— если женщина выходит, то надо отступить и дать ей пройти первой
— из трамвая мужчина выходит первым и подает руку женщине.

5. Дома повтори правила вежливости, изученные на уроках. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Вместе запишите ещё 2-3 правила, о которых не говорилось на уроке.

Здоровайтесь первыми.


Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них

В классе обсудите ваши записи. Возьми на заметку то, о чём написано у других ребят.

Книга «Сервис класса люкс»

Глава: 28 правил вежливости

2. Здоровайтесь первыми.

3. Никогда не заставляйте Вас ждать.

4. Проявляйте радость при встрече.

5. Поинтересуйтесь «Как дела?» или «Все ли хорошо?»

6. Если эти вопросы адресованы Вам, то сначала поблагодарите собеседника за проявленное внимание, ответив: «Спасибо, все хорошо».

7. Любое обращение к человеку начинайте со слова «извините» или фразы: «Простите, могу ли я…».

8. Если Вы знаете, как зовут Вашего собеседника, обращайтесь к нему всегда по имени.

9. Обращайтесь к человеку так, как он Вам представился, не переиначивайте его имя.

10. Если к Вам обращаются стоя, то, если Вы сидите, обязательно встаньте.

11. Если к Вам обращаются сидя, а Вы стоите, то присядьте напротив или рядом с собеседником, или слегка наклонитесь к нему.

12. Будьте предупредительны: если Вам нужно отлучиться, то сообщите собеседнику, через какое время Вы вернетесь к нему.

13. Благодарите за общение с Вами в конце беседы: «С Вами было приятно общаться» или: «С Вами было приятно провести время» и т.д.

14. Если Вы подаете какой-либо предмет, сопровождайте этот жест вежливыми словами «пожалуйста», «прошу Вас».

15. Уступайте дорогу, наклоном головы либо жестом, предлагая человеку пройти вперед, сопровождая этот жест внимания словами вежливости.

16 . Проявляйте гостеприимство: для пришедших к Вам впервые организуйте небольшую экскурсию по незнакомому пространству, сопровождая ее рассказами и интересными историями о вашей компании.

17. Проявляйте дружелюбие и готовность помочь в любых ситуациях.

18. Выполняйте свои обещания.

19. Будьте внимательными к желаниям гостей или клиентов.

20. Окружайте гостей заботой, создавая комфортную обстановку для них.

21. Если в предыдущий визит Ваш собеседник рассказал о предстоящем важном для него мероприятии, поинтересуйтесь при новой встрече, успешно ли оно прошло?

22. Если Вам захотелось сделать кому-нибудь комплимент, не откладывайте это на потом: «Позвольте, я Вам сделаю комплимент, мне очень нравится, как Вы сегодня выглядите!»

23. Будьте одинаково любезны и радушны со всеми присутствующими.

24. Если Вы общаетесь с кем-либо, и в это время к Вам обращается кто-то еще, извинитесь перед своим собеседником, прежде чем уделить внимание другому.

25. Когда звучат комплименты в Ваш адрес, скажите, что Вам очень приятно это слышать, и ответьте достойным комплиментом.

26. Постарайтесь сделать общение с Вами максимально приятным и теплым.

27. Провожайте всех, с кем Вы общались, поблагодарив за визит и за особое внимание к Вам, открывая двери уходящим.

28. Помните, что правила вежливости никто и никогда не отменял!

Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Правила вежливости»

  1. Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
  2. Развивать у детей способности анализировать свои действия.
  3. Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.
  • заучивание стихотворений о вежливости;
  • изготовление на плакате персоны Её Величество Вежливость;
  • подготовка слайдов к просмотру;
  • подготовка инсценировки сказки «Вежливые слова».
  • мультимедийный проект;
  • презентация «Вежливые слова» (см. Приложение);
  • индивидуальные карточки для групповой работы;
  • плакаты к заданию «Продолжи предложение»;
  • конверты с пожеланиями Её Величества Вежливости.

Участники: учащиеся 2-го класса.

1. Мотивационный момент.

— Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

— Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

— Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

— Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

2. Постановка целей урока.

— Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

— Кто, по-вашему, добрый человек?

— Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

— Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

(1-й слайд: тема «Правила вежливости».)

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

(2-й слайд со стихотворением.)

— Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

— Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!

Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!

3. Работа над новой темой урока.

1) Образование слова «Вежливость».

— Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: «Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово «Вежливость»?»

— А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»?

Внимание на экран!

(3-й слайд: обозначение слова Вежливость.)

— До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

— У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
  5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

3) Использование в речи «волшебных» слов.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи «волшебные» слова.»

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали «волшебное» слово).

— Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (Спасибо.) (4-й слайд)

— Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день.) (5-й слайд)

— Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (Спасибо.) (6-й слайд)

— Когда нас бранят за шалости, говорим мы. (Прости пожалуйста.) (7-й слайд)

— Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (Здравствуйте.) (8-й слайд)

— И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (До свидания.) (9-й слайд)

Ребёнок читает стихотворение о вежливых словах.

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» —
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

4) Из истории происхождения правил вежливости.

— Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: «Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними.»

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

— Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

(10-й слайд «Правила вежливости».)

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

— Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.

(На экране по щелчку мышки появляются одни за другим правила вежливости, дети читают их по очереди.)

  1. Не спеши первым сесть за стол.
  2. Не разговаривай во время еды.
  3. Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
  4. Не чавкай.
  5. Не рвись первым выскакивать в двери.
  6. Не перебивай говорящего.
  7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  8. Не размахивай руками.
  9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  10. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
  11. Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
  12. Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
  13. Не держи руки в карманах.

— Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

Учитель обобщает ответы детей: правила вежливости нам с вами нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга. И вообще были бы на уровне пещерного человека.

4. Инсценировка сказки «Вежливые слова».

— А теперь давайте и мы покажем Её Величеству Вежливости, что мы не простые ученики школы №1, а ещё в какой-то мере и артисты. Мы с вами готовимся к родительскому собранию и наша сценка как раз окажется сегодня уместной в этом уроке.

— Давайте на некоторое время представим, что мы находимся в театре на просмотре спектакля. Вашему вниманию наши артисты представят сказку, которая называется «Вежливые слова». Вы её внимательно смотрите, запоминайте. По окончании я задам вам несколько вопросов.

5. Обсуждение сценки по вопросам.

— Почему кассир не дал вначале медвежонку билет?

— Как мама-медведица помогла сыну? Что она сделала?

— Какой урок получил медвежонок у кассы и как он его понял?

— Как он вёл себя у кассы потом?

— Как изменилось отношение кассира к медвежонку при второй встрече?

— Какими словами характеризовали его матери?

— Как вы понимаете выражение «Вот идёт медведица и от счастья светится»?

6. Обыгрывание ситуаций из учебника.

— Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию, используя «волшебные» слова.

7. Работа в группах «Образуй своё правило».

Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

  1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
  2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

8. Подведение итогов. Релаксация.

— Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда. .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда. .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что. .

Учитель: Спасибо за урок. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш урок пойдёт вам на пользу.

  1. «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
  2. «В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  3. «Педсовет» №5-2007.
  4. Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
  5. «Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
  6. «Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка

«Фу, как некультурно!» – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если «домомучительница» – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более – в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.

Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано «Не влезай – убьет», к примеру).

Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере – только так они запомнят правила.

Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?

1. Говорить «спасибо» и «пожалуйста».

2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).

3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: «Простите, что перебиваю, но…».

4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.

5. Не брать без спросу чужие вещи.

6.
Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).

7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: «Как дела?». Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.

8.
Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.

9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.

10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.

11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.

12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.

13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.

14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.

15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.

16. С благодарностью принимать любые подарки.

17. Не говорить грубых, бранных слов.

18. Никого не дразнить и не обзывать.

19. Просить прощения, когда ситуация того требует.

20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.

Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.

Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы «не навредить». Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения) – а такое, к сожалению, встречается часто.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов?

Как научить детей правилам вежливости?

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.

Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.

Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.

Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.

Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.