Главная · Нетканные · Фонвизин недоросль сатирическая направленность комедии. Доклад: Денис Иванович Фонвизин

Фонвизин недоросль сатирическая направленность комедии. Доклад: Денис Иванович Фонвизин

Комедия Фонвизина “Недоросль” – первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.
Центральный персонаж пьесы – госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна

В своих людях”.
Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет “воры”, “канальи”, “бестия”, “собачья дочь”.

К Митрофану обращается: “друг мой сердешный”, “дуйленька”. Гостей встречает уважительно: “рекомендую вам дорогого гостя1′, “милости просим”.
Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
– Один ты остался у меня.
– Да отвяжись…
– Нет у меня сына…
С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан – невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость.

К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”.
Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам – отставной сержант Цыфиркин, который “малую то лику арихметике маракует”, грамматике – семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться – смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства.

Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
Замечательны фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные.

И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.
Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина – дядюшки Митрофана.

Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. “Я и своих поросят завести хочу”. “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын. если…”
Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство – “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике.

Например, такие фразы: “С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.
Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова.

Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны – это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин – отставной сержант, Кутейкин – дьячок от Покрова.

И своей речью они показывают принадлежность: один – к военным, другой – к церковным служителям.
Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей – Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значе ния слов.

У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.
Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным.

А разговор Стародума с Софьей – это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”.
Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
Фонвизин – талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои – представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Центральная героиня пьесы – госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом […]...
  2. В своей сатирической комедии “Недоросль” Фонвизин высмеивает пороки современного ему общества. В лице своих героев он изображает представителей различных социальных слоев. Среди них дворяне, государственные мужи, самозваные учителя, слуги. Это произведение явилось первой социально-политической комедией в истории русской драматургии. Главной героиней пьесы является госпожа Простакова. Это властная женщина, которая управляет хозяйством, держит в страхе всех […]...
  3. Д. И. Фонвизин-сатирик “Всеобщая придворная грамматика”. Правила классицизма в драматургии: “три единства”, говорящие фамилии, четкое разделение героев на положительных и отрицательных. “Недоросль” (поставлена в 1782 г.). Социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки современного ему общества. Сюжет комедии. Герои. Госпожа Простакова. Власть ее над крепостными и домочадцами неограниченна; Сына она очень любит, но воспитать его […]...
  4. В комедии “Недоросль”, написанной в 1782 году, Д. И. Фонвизин выводит на сцену представителей дворянства, развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде. Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского […]...
  5. В эпоху просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Основная проблема, которую Д. И. Фонвизин поднимает в своей комедии “Недоросль” – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. У […]...
  6. В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” госпожа Простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. Она заботится о своем сыне, Митрофанушке, стараясь во всем ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. Но ни о ком, кроме сына, она не заботится. Ей плевать на прислугу и даже на […]...
  7. Помещица Простакова, хозяйка дома, глупа, нагла, зла и бесчеловечна, в ней есть лишь одна кажущаяся положительная черта – нежность к сыну. Она совершенно необразованна и невежественна. В учителя своему сыну она выбирает недоучившегося семинариста, бывшего кучера и отставного солдата. Конечно, они не могут ничему научить Митрофана. Но Простакова не задумывается над этим. У нее в […]...
  8. Рассуждая об образах комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина, хочется вспомнить слова известного немецкого писателя и мыслителя И. Гете, который сравнивал поведение с зеркалом, в котором виден лик каждого. Я. Коменский, размышляя о проблеме воспитания, отмечал, что нет ничего более трудного, чем перевоспитать дурно воспитанного человека. Эти слова как нельзя более точно характеризуют образ героини комедии […]...
  9. Второй проблемой “Недоросля” является проблема воспитания. В просветительский XVIII век воспитание рассматривалось как важнейший фактор, который определял нравственный облик человека. Фонвизин осветил проблему воспитания с государственной точки зрения, поскольку видел в правильном воспитании единственный путь спасения от зла, грозящего обществу, коим становилась духовная деградация дворянства. На решении проблемы воспитания сосредоточена большая часть драматического действия комедии. […]...
  10. Стародум – дядя Софьи. Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): “Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. В комедии Стародум появляется поздно (в конце1 явления). Он избавляет (вместе с Милоном и Правдиным) Софью от тирании Простаковой, дает оценку […]...
  11. ­Характеристика героя Вральман Вральман – один из персонажей комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, гувернер Митрофана и самый высокооплачиваемый работник в доме Простаковых. Адама Адамыча Вральмана наняли как учителя французского языка и других наук. На самом деле, он бывший кучер Стародума, а никакой не учитель. По натуре он нехороший, хитрый и ленивый человек. Он только создает […]...
  12. Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии “Недо­росль”? Почему “Недоросль” называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье­сы? Аргументируйте свое мнение. Несомненно, “Недоросль” – класси­цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав­шимся сватовством Митрофана и Скоти­нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены […]...
  13. Фонвизин совершил настоящий переворот в развитии комедийного языка. Специфика образа формирует речь многих персонажей пьесы. Особенно выразительна в произведении речь главной героини Простаковой, ее брата Скотинина, няньки Еремеевны. Драматург не исправляет речь своих невежественных персонажей, он сохраняет все речевые и грамматические ошибки: “перво-ет”, “голоушка”, “робенка”, “котора” и др. Очень удачно в содержание пьесы вписываются пословицы […]...
  14. На уроке литературы мы познакомились с произведением Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Автор комедии родился в 1745 году в Москве. Его начали учить грамоте с четырех лет, а потом он продолжил обучение в гимназии. Денис учился очень хорошо. В 1760 году бы привезен в Петербург, как один из лучших студентов, где встретился с Ломоносовым. Об этом […]...
  15. Вральман в “Недоросле” является одним из учителей Митрофана. Он предстает перед читателем как немец, которого за небольшую плату наняла на службу Простакова, чтобы тот обучал ее сына премудростям светских манер. Однако женщина не замечает очевидного вранья Вральмана, его постоянных оговорок и неприкрытой лести, тогда как читатель сразу раскрывает в учителе проходимца. На обман указывает и […]...
  16. Муж Простаковой молчалив, он не позволяет себе раскрывать рта без позволения жены, однако он все равно не избежал своей участи и, по словам супруги, является “дураком бессчетным”. Мы видим в нем безвольного человека, которым полностью управляет жена. Митрофанушка тоже не любит много говорить, но ему, в отличие от отца, позволено говорить все, что он хочет. […]...
  17. В комедии Фонвизина “Недоросль” очень хорошо показана тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых, поэтому образ хозяйки дома, помещицы Простаковой, и образы слуг играют главную роль в комедии. Так как госпожа Простакова считает себя полноправной хозяйкой в доме, она может поступать со своими слугами и подчиненными, как захочет. Няня Митрофанушки – […]...
  18. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, проблемы воспитания, 8 класс. Комедия Фонвизина “Недоросль” занимает определенное место в развитии драматургии. В период выхода пьесы в свет на театральных подмостках царил классицизм. Фонвизин был сторонником просвещения, поэтому объединил в пьесе два стиля: классицизм и реализм. Произведение построено по канонам классицизма и реализма. Действие […]...
  19. Комедия Фонвизина “Недоросль” обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в […]...
  20. Тарас Скотинин, брат Простаковой,- типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, он говорит: “Да этак и до меня – доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову”. […]...
  21. Д. И. Фонвизин написанием своей комедии “Недоросль” открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только главных персонажей. Для развития сюжета в произведении также введены второстепенные персонажи. Они представлены в виде слуг. К таким персонажам можно отнести Тришку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина, а […]...
  22. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти […]...
  23. Простакова. Идейный замысел обусловил состав действующих лиц “Недоросля”. Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, все русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). Образ […]...
  24. ­Учителя Митрофана Проблема воспитания и образования всегда остро стояла в обществе 18-19 вв. Еще во времена правления Екатерины II этот вопрос был на пике актуальности. Комедию “Недоросль”, которая сегодня входит в обязательную программу чтения для школьников, Д. И. Фонвизин написал под влиянием сложившейся в социуме ситуации. Многие помещики не считали нужным нагружать своих детей излишними […]...
  25. Имей сердце, имей душу, И будешь человек Во все времена. Д. И. Фонвизин “Недоросль” Самая актуальная тема в дворянских семьях XIX – тема образования и воспитания. Первым эту проблемы коснулся Фонвизин в своей комедии “Недоросль”. Автор описывает состояние русской помещичьей усадьбы. Мы узнаем госпожу Простакову, ее мужа и сына Митрофана. В этой семье “матриархат”. Простаковой, […]...
  26. Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, – это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. Самого начала, с фамилий действующих […]...
  27. После прочтения комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” хочется высказать впечатления, которые были вызваны образами отрицательных героев. Центральным отрицательным образом комедии является образ помещицы Простаковой, которая изображена не как представитель дворянского сословия, а как властная необразованная баба, очень жадная, стремящаяся заполучить то, что ей не принадлежит. Простакова меняет маски в зависимости от того, с кем она […]...
  28. “Недоросль” – первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя. Госпожа Простакова – центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Ее власти […]...
  29. Комедия Дениса Фонвизина “Недоросль” была написана в 1792 году, в Эпоху Просвещения. Героями являются представители разных социальных слоев общества того века. Самой актуальной проблемой в пьесе являются проблемы воспитания и образования. Эти проблемы очень тесно связаны друг с другом. И на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение. То, как тебя воспитывают […]...
  30. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей. Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития […]...
  31. Наиболее важной проблемой, которую Д. И. Фонвизин решает в своей комедии “Недоросль”, является вопрос воспитания просвещенного поколения молодых людей, который поднимут страну на новый путь развития. Именно такую цель ставил перед дворянами Петр I. Однако на самом деле оказывается, что не все молодые дворяне могут стать опорой государства и его надеждой на обновление. Многие дворянские […]...
  32. Проблема воспитания и образования в комедии “Недоросль” Комедия “Недоросль” была написана в 18 веке Д. И. Фонвизиным. Особенность этого произведения проявляется через “говорящие” имена и фамилии, а также через взгляды автора на воспитание и образование в те времена. Так, например, фамилия главной героини, которая не отличается умом, Простакова, а ее брата, который любит разводить свиней […]...
  33. Общеизвестен особый характер таланта М. Е. Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя – сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех – сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. Осмеять что-либо означает уже подняться над этим. В своих сказках Салтыков-Щедрин не отступает от природы своего дарования: […]...
  34. Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин (1745-1792). Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми (“Не хочу учиться, а хочу жениться”, “Зачем география, когда извозчики есть”), а образы приобрели нарицательное значение (“недоросль”, Митрофанушка, “тришкин кафтан”). А. С. Пушкин назвал Фонвизина “друг […]...
  35. В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак. Данный документ и дал название комедии Фонвизина. В произведении автор рассматривает дворянство, а в частности проблему становления личности молодых людей в среде развращенных помещиков. Писатель огромное значение придавал именно воспитанию, […]...
  36. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль” – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей. Очень яркой представительницей класса помещиков является г-жа Простакова. В доме управляет именно она, все находится под ее жесткой и грубой властью. Даже муж Простаковой, из-за ее деспотизма, превратился в безвольного и […]...
  37. Софья – ключевой персонаж комедии Дениса Фонвизина “Недоросль”, вокруг нее строится интрига пьесы. Неожиданное наследство девушки, приезд ее дяди Стародума, неудавшееся похищение и сразу три жениха, которые соперничают между собой, составляют основу сюжета. Софья получила хорошее образование, воспитывалась в семье глубоко порядочных и благородных людей. Она рано стала сиротой. Поскольку ее дядя Стародум живет в […]...
  38. Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные принципы. Каковы же они у Митрофана? Прежде всего нужно отметить, что определяются его жиз­ненные принципы окружающей средой и обстановкой, в кото­рой он воспитывается. Его родители – помещики-крепостни­ки. Они живут за […]...
  39. Тарас Скотинин один из главных героев в клмедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.По происхождению он дворянин. Являлся братом госпожи Простаковой. Его фамилия соответствует образу героя в произведении. Главным и единственным интересом его жизни быри свиньи, разведением которых он занимался. Я представляю себе этого героя человеком средних лет, плотного телослоржения и глупым выражением лица. Этот персонаж был […]...

Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая

направленность комедии. Отрицательные персонажи

комедии.

Цели: 1. Обучающая. Продолжить анализ действий комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

2. Развивающая. Рассмотреть вопросы воспитания и образования в

комедии.

3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию

обучающихся, интерес к русской классической литературе.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания.

II . Работа по теме урока.

Слово учителя.

- Вспомните, что такое сатира?

Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков.

Мы уже говорили, что комедия «Недоросль» написана по законам классицизма. Так в классицистической комедии мы легко узнаем «положительных» и «отрицательных» героев ещё до прочтения комедии.

Посмотрите на фамилии и имена действующих лиц пьесы. Говорят ли они нам о чём-нибудь? Можем ли мы дать характеристику героям пьесы, основываясь на их имена?

(Да. Митрофан – подобный матери; Простаков – прост и глуп; Скотинин – от слова «скот»; Софья – София – мудрость; Милон (корень «мил») – милый и т.д. Имена в комедии «говорящие».)

А теперь поближе рассмотрим героев комедии.

Что вы можете сказать о родителях Митрофана? Какие они отец и мать?

(Отец – глуп, во всём подчиняется жене, на всё старается смотреть её глазами. Мать (в девичестве Скотинина) – властолюбивая, грубая, наглая, «презрелая фурия»; тем, кто слабее, спуску не даёт, любит сына.)

Как вы думаете – это образ типичной помещицы?

Какой сын вырос у таких родителей?

(Митрофан – тупой, лентяй, обжора, грубиян, никого не любит).

Как он относится к своей кормилице?

(Грубит ей, она для него только прислуга. А ведь эта женщина не просто выкормила Митрофана, она его любит).

Вспомните, в чём проявляется своеобразная «сообразительность» Митрофанушки?

Читаем действие I , явление IV – Митрофанушка рассказывает свой сон.

(Митрофан не так глуп, увидев, что мать озадачена, он ловко выпутывается из затруднительного положения, зная, на чьей стороне сила, за что и награждается объятиями матери).

Что нам показывают последние сцены комедии? Как меняется отношение Митрофанушки к матери?

Читаем явление последнее.

Что же повинно в том, что Митрофан не знает даже чувства привязанности к матери? (Слепая любовь матери к сыну, избалованность Митрофанушки).

Сыграло ли свою роль отношение его матери к крепостным, к кормилице Митрофанушки? Вспомните, как ругает Простакова Тришку за то, что он плохо сшил кафтан? (Мошенник, скот, воровская харя). А как честит кормилицу сына (собачья дочь, скверная харя, старая ведьма). Неудивительно, что и Митрофанушка вслед за матерью кричит на Еремеевну: «Старая хрычовка».

А у Простаковой не хватает ума понять, что отношение Митрофана к женщине, которая его вскормила, не предвещает добра и ей, родной матери.

Какое образование старается дать сыну госпожа Простакова? Кто учит Митрофанушку?

(Кутейкин – недоучившийся семинарист, жадный, неумный. Кучер Вральман – невежественный иностранец, подавшийся в учителя – картина нередкая для России XVIII в., особенно в провинции).

Чему учит Вральман Митрофанушку? (Истории и иностранным языкам. Но ничему научить неспособен, поэтому завоёвывает симпатию Простаковой тем, что говорит о вреде науки.)

Читаем действие III , явление VIII со слов «…рассути мать моя… Единственный из учителей, кто достоин внимания как человек – это Цыфиркин. Вспомните, он не берёт плату за то, что не сделал

Какие ответы выдаёт Митрофанушка на экзамене перед Правдиным и Стародумом?

Читаем действие IV , явление VIII со слов «Любопытен бы был я послушать, чему немец его-то выучил…»

Похож ли Митрофанушка в своём невежестве на дядюшку Скотинина? Чем интересуется Скотинин? Как он относится к людям?

(Хуже, чем к свиньям. Даже о будущей жене говорит, что если уж у каждой свинки свой клевок есть, то уж жене он светёлку найдёт.

Как относится Скотинин к своим крестьянам?

Действие I , явление V . («…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду». Скотинин ничего не боится, ведь по закону 1767 г. крестьяне за жалобу на своего помещика ссылались на каторгу).

Мы рассмотрели отрицательных персонажей комедии, на следующем уроке мы обратимся к героям добродетельным. Но прежде ещё раз вспомним, по каким законам написана эта комедия? (По законам классицизма).

Назовите три единства, по которым писались классицистические произведения? (Единство действия, времени, места).

Как вы помните, классицизму было свойственно резкое деление героев на положительных и отрицательных. Середины не было. Это ярко проступает и в комедии Д.И. Фонвизина.

В Скотинине, в Простаковой, в Митрофанушке мы не увидим ни одного светлого пятна, тогда как образы положительных героев кристально чисты. Например, Софья, что мы знаем о ней? (Сирота, живёт в доме Простаковой, которая обирает её. Впервые мы слышим о ней тогда, когда Скотинин говорит о сговоре. Он собирается жениться на Софье.)

Чем привлекательна для него эта женитьба? (Тем, что в деревеньках невесты водятся свинки.)

Какое событие меняет жизнь Софьи? (Она получает письмо от дяди, которого все считали давно умершим.)

Почему Простакова меняет своё отношение к Софье? (Потому что дядюшка назначил ей большое наследство.)

Что происходит из-за этого между дядей и племянником? Кто защищает Митрофана?

Какую благодарность получает Еремеевна за свою верность? (По пяти рублей за год, да по пяти пощёчин за день)

Как вы думаете, Еремеевна – это положительный персонаж? Почему? (Отрицательный. Она человек с психологией раба. Вспомните, как она называет учителей Митрофанушки после того, как они утешили её? (Вот тебе и вся наша сволочь, батюшка.)

Итог урока.

Вывод: Создавая образы Скотининых и Простаковых, Фонвизин показывает как глубоко сидят корни всего того, что происходит в комедии. Вся пьеса направлена на то, чтобы доказать, что крепостное право пагубно и для «рабов» и для господ.

Рисуя госпожу Простакову, Фонвизин немного нарушает законы классицизма. Ведь в финале эта «презрелая фурия» страдает, любимый сын отворачивается от неё. А читатель, пусть на долю секунды, испытывает сочувствие к ней.

Домашнее задание. Подготовиться к беседе по вопросам по теме «Проблема воспитания истинного гражданина».

Денис Иванович Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя.

Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях?».

Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «друг мой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».

Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

Один ты остался у меня.

Да отвяжись…

Нет у меня сына…

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка».

Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевие, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Замечательны фамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если...»

Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - «скот». Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем», «Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?» И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: «Экое скотское рассуждение».

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как «дурака бессчетного», безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям.

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе: от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым «любочестивый человек» должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдиным. А разговор Стародума с Софьей - это свод правил, и "… всякое слово врезано будет в сердце".

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Фонвизин - талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.

Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он - яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.

Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.

Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец - все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.

Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких - то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.

Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.

Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» - отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» - это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.

Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне - это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.

Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.

Госпожа Простакова - это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.

Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании -

Это влияние матери. А мать Мнтрофана - особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.

Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы - хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.

Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки...

Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.

Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.

Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.

Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

“Недоросль” -- первая русская социально-политическая комедия. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, “случайные” государственные мужи, самозваные учителя.

Госпожа Простакова -- центральная героиня пьесы. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Ее власти ничто не противопоставлено. Ее бесчинства остаются в рамках негласно принятых норм поведения: “Разве я не властна в своих людях”. Но этот образ стоит на грани “комедии” и “трагедии”. Эта невежественная и корыстолюбивая “презлая фурия” по-своему чадолюбива. В конце пьесы она теряет свою неограниченную власть над крепостными, отвергнута сыном:

“-- Один ты остался у меня.

  • -- Да отвяжись...
  • -- Нет у меня сына...” -- становится жалкой и униженной.

Основным средством создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от адресата и ситуации. К слугам: “собачья дочь”, “бестия”, “канальи”, “воры”. К Митрофану: “друг мой сердешный”, “душенька”. “Светскость” при встрече гостей: “рекомендую вам дорогого гостя”, “милости просим”. Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: “Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех!”

Митрофанушка -- баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. К домочадцам и слугам он обращается грубо: Еремеевне -- " старая хрычовка” и т. д. С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, зчные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматику -- “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. Итог обучения Митрофанушки -- сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: “Без наук люди живут и жили”.

“Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе -- “зоологизация”. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Собравшись жениться, Скотинин (говорящая фамилия!) заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан богом раньше Адама (т. е. тогда, когда были созданы скоты).